Сама себе театр: к юбилею Ольги Александровой
thumb image

 

28 сентября в клубе «Край удмуртский» состоялась творческая встреча-бенефис актрисы, режиссера, сценариста, члена Союза театральных деятелей РФ и Творческого союза художников РФ, участника и лауреата многих международных фестивалей Ольги Яковлевны Александровой, приуроченная к ее 60‑летию. На вечер собрались друзья, коллеги, родные актрисы, все, кто любит и знает ее творчество, а также молодежь, кому феномен бенефициантки еще предстояло открыть для себя.

Последних – в целом, – к сожалению, несравнимо больше, чем первых. Печальный закон: нет пророка в своем отечестве – работает по‑прежнему исправно, и уникальная актриса и режиссер, работам которой рукоплескали зрители более ста городов в двадцати странах мира (!), на родине своей не так известна, как того заслуживает. Надеемся, что библиотечные встречи привлекли к ней дополнительное внимание. Помимо юбилейного бенефиса, Ольга Александрова в мае этого года, в рамках IV Литературного фестиваля «На родине П. И. Чайковского» и Дня славянской письменности и культуры, выступила со своим моноспектаклем «Слово о полку Игореве», и большинство юных зрителей впервые открыли для себя ее самобытный талант, родившийся на удмуртской земле.

Участникам творческой встречи в сентябре представился счастливый случай узнать все грани личности Ольги Александровой. Актриса подробно рассказывала о своем жизненном и творческом пути, показывала отрывки из известных и новых постановок.

Уже с 5 лет Оля Александрова была уверена, что станет артисткой. «Надо мной смеялись, но меня это нимало не смущало!». Во время учебы в ижевской школе № 56 она посещала театральную студию, занималась хореографией, пела в хоре, участвовала в школьной самодеятельности, организовывала концерты, побеждала на конкурсах художественного чтения – одним словом, делала всё, чтобы подготовить себя к будущей профессии.

Но поступить в театральный институт ни с первого, ни со второго раза не получилось. «Мама прочитала где-то объявление о том, что идет набор в Государственный театр кукол города Ижевска, – рассказывала Ольга Яковлевна. – Я пошла туда и была принята. Начала работу ученицей актерской труппы, а затем, за успехи и достижения в актерском искусстве, была переведена в актрисы».

     

Годы работы в кукольном театре стали хорошей школой у настоящих профессионалов. Более того, специфика игры кукольника явилась и основой для будущего собственного творчества. «Без знаний того, как создается кукольный спектакль, я не смогла бы поставить “Три свадебных напева”», – призналась актриса.

Но мама настаивала на том, чтобы дочь получила высшее образования, и Ольга, послушавшись, поступила на филфак УдГУ. Однако, проучившись два курса, поняла, что от мечты заниматься искусством никуда не деться, и в 1984 г. перевелась в Московский государственный институт культуры (МГИК) на отделение режиссуры театрализованных представлений. Одновременно как вольнослушатель посещала занятия в ГИТИСе (Московском государственном институте театральных искусств). Отличной практикой режиссерской работы и организацией массовых зрелищ стало участие под руководством педагогов МГИКа в подготовке и проведении детской и молодежной программ XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который проходил в 1985 г. в Москве.

После окончания вуза Ольга по просьбе матери вернулась в Ижевск и поступила на работу в Республиканский научно-методический центр Министерства культуры УР – курировала любительские театральные коллективы республики. «Работа в Центре была творческой, – делилась на встрече своими воспоминаниями о том периоде жизни Ольга Яковлевна. – Например при мне театр-студия “Парафраз” была преобразована в профессиональный коллектив – сегодня всем известный глазовский драматический театр».

Но Ольге самой хотелось работать в театре. В 1989 г. по приглашению главного режиссера Григория Гольдмана она поступает в Нижнетагильский театр кукол. Под руководством Григория Менделеевича значительно вырос ее профессиональный уровень как актрисы. Как рассказала Ольга Яковлевна, Нижнетагильский театр кукол был тогда одним из представителей «Уральской зоны» – эстетического феномена, неформально объединившего кукольные театры Магнитогорска, Свердловск, Челябинск, Кургана, Томска, где в 1970–1980‑е гг. «проходили новые поиски и ставились совершенно иные по эстетике спектакли», расширялся их жанровый и тематический диапазон. «Поиски эти выходили за рамки установленных представлений о театре кукол, шли они в сторону театра синтетического, где кукла является не целью и центром действия, а становится одним из равноправных элементов создания режиссерского высказывания». На слуху были имена режиссеров – представителей «Уральской зоны» – В. А. Вольховского, В. Л. Шраймана, Р. М. Виндермана, создававших синтетический театр, в котором размывались границы между театром кукол и театром драматическим. «Характерно, что театр кукол под их руководством стал называть себя театром куклы и актера или театром актера, куклы и предмета»1.

Окружение актрисы не могло не повлиять на ее творчество. В 1990 г. Ольга Александрова поставила уникальный моноспектакль на древнерусском языке «Слово о полку Игореве», который был удостоен Первой премии на Фестивале самостоятельных работ театров Свердловской области. Постановка была показана во многих городах России (Екатеринбурге, Сочи, Воронеже, Архангельске, Астрахани, Санкт-Петербурге, Москве...) и до сего дня, как отметила актриса, остается востребованной. О. Александрова выступает с ней на Днях славянской письменности, ее часто приглашают в школы. «Это великое произведение о великом поражении, – говорит Ольга Яковлевна. – Поэма часто звучит как призыв к единению, как песнь победе и хвала русским князьям, но для меня было важно разобраться в том, какой ценой досталась эта победа, а досталась она гибелью огромной дружины».

   

В 1992 г. Ольга Яковлевна вновь возвращается в Москву, где работает в Театре детской книги «Волшебная лампа», драматическом театре «Лаборатория», театре «Тень». В 1994 г. ее принимают в члены Союза театральных деятелей России (Московское отделение).

   

После распада Советского Союза активизировалось национальное – культурное и общественное – движение в России. Появились различные финно-угорские объединения, а в искусстве – новое направление – этнофутуризм, способствующий сохранению и актуализации традиционной культуры в современной жизни. Ольга Александрова вместе с художниками Зоей Лебедевой и Юрием Лобановым устраивает совместные творческие поездки, участвует в финно-угорских фестивалях, на которых со своими постановками выступают эстонские, венгерские, финские театры. «Особо впечатлило однажды, когда увидела эстонскую постановку удмуртских сказок, – вспоминала Ольга Яковлевна. – И я поняла: если сама не сделаю удмуртский спектакль – умру!» Самостоятельное серьезное изучение финно-угорского фольклора и этнографии, которым актриса занималась в течение предыдущих лет параллельно своей театральной деятельности, тесное общение с удмуртским учеными Владимиром Емельяновичем и Татьяной Григорьевной Владыкиными стали необходимой базой, на основе которой был создать моноспектакль по удмуртским мифам «Три свадебных напева».

 

Премьера моноспектакля состоялась в 1994 г. в Финляндии, в городе Нурмесе, на финно-угорском фестивале, а работа актрисы и режиссера из Удмуртии получила высокую оценку и жюри, и зрителей. Последующие показы состоялись в Турку и Хельсинки, а позднее – на многочисленных международных фестивалях. Так началось звездное шествие «Трех свадебных напевов» по всему миру – они оказались востребованными и оцененными везде – в Канаде и Америке, в Испании и на Фарерских островах, в Израиле и Швейцарии. Гастролируя по разным странам, актриса старалась пополнить и свой профессиональный опыт. Ей посчастливилось увидеть постановки мировых знаменитостей – таких как итальянский драматический режиссер и педагог Эудженио Барба и английский режиссер театра и кино Питер Брук, познакомиться с работой профессиональных фольклорных театров Скандинавии, представляющих почти все малые народности входящих в нее стран, их национальную музыку и костюмы. А организатором – менеджером, администратором etc. – всех этих поездок всегда была сама Ольга Яковлевна – едина во всех лицах, как и в своем моноспектакле.

После мирового успеха моноспектакля «Три свадебных напева» актрису пригласили в Удмуртию. Благодаря стипендии финно-угорского общества Кастрена Ольга Александрова выступила со своей постановкой по всей республике.

Следующий этап творческой жизни Ольги Яковлевны наступил по возвращении в Ижевск. Директор Дома молодежи Светлана Соколовская пригласила актрису на должность главного режиссера молодежного театра «Иднакар». Ольга Яковлевна создала труппу профессиональных актеров из разных театров. В 1998 г. она поставила спектакль «Тристан и Изольда», в 1999‑м – «Журавлиные перья».

Участникам творческой встречи в библиотеке актриса показала запись фрагментов из спектакля «Тристан и Изольда» и рассказала об успехе его постановочной группы (композитор Игорь Шкляев, художник по костюмам Людмила Молчанова, художник-постановщик Борис Науменко). По словам Ольги Яковлевны, было большой смелостью перенести часть кельтского сюжета в Арскую землю, где проживали древние удмурты, создать образ Изольды Удмуртской. Но зрители приходили на спектакль по нескольку раз, приезжали из других городов. Экспериментальный спектакль шел три года.

Добавим, что...

  • Спектакль «Тристан и Изольда» с большим успехом прошел в 2000 г. в г. Нурмесе (Финляндия) и был отмечен ведущим театральным критиком В. Калишем как лучший спектакль, созданный в Удмуртии за последние годы.
  • В 1999 г. О. Александрова, будучи известной актрисой в Скандинавских странах, и особенно в Финляндии, получает приглашение на исполнение главной роли в спектакле «Анна, затерявшаяся в Кеми», который специально написал для нее финский драматург и режиссер Олли-Пекка Улкуниеми. Постановка шла в Драматическом театре г. Кеми на финском языке.
  • Следующая работа О. Александровой в Финляндии – режиссура, сценография и музыкальное оформление постановки «Записки сумасшедшего» по одноименному произведению Н. В. Гоголя. Шла в Драматическом театре г. Хямеенлинны в 2000 г.
  • В 2001 г. в Культурном центре г. Финнскугена (Норвегия) прошел поставленный О. Александровой на основе фольклорного материала музыкальный спектакль «Волк из Финнскугена». Участие в нем приняли музыканты и артисты Скандинавских стран.
  • Премьера третьего моноспектакля О. Александровой – «Сотканный из песен и снов» состоялась в декабре 2000 г. на театральном фестивале «Медвежьи игрища» в рамках Всемирного финно-угорского конгресса (Хельсинки, Финляндия). Спектакль имел успех и получил высокие оценки ведущих финских критиков Кирсикки Моринг и Юкки Кайава.

   

  • В 1998–2000 гг. О. Александрова получала второе высшее образование – обучалась в Москве в Академии по переподготовке работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ) по специальности «Режиссура. Режиссер драмы»; стажировалась в театре «Ленком» у реж. М. Захарова и Московском театре юного зрителя у реж. Г. Яновской.
  • В 2002 г. О. Александрова поступает, а затем заканчивает аспирантуру АПРИКТ по специальности «Теория и история искусства».
  • В 1994–2002 гг. О. Александрова приняла участие в более чем 50 международных фестивалях, где была награждена дипломами и премиями за лучшую актерскую работу и вклад в сохранение и развитие культуры финно-угорских народов. На родине она стала лауреатом VI Республиканского фестиваля «Театральная панорама Удмуртии на рубеже веков» в номинации «Надежда».

В 2002 г. Ольга Александрова поехала в Ханты-Мансийск на фестиваль и... осталась там на целых 10 лет, которые были посвящены созданию первого (и пока единственного) национального театра народов ханты и манси. «Моя миссия – мой путь – делать совершенно новое на пустом месте, – призналась участникам встречи (и, наверное, самой себе) Ольга Яковлевна. – Когда я создавала театр “Солнце”, не существовало ханты-мансийского профессионального искусства, кроме живописи Геннадия Райшева». Его работами актриса прежде всего и вдохновлялась при создании спектаклей и концертных программ ныне знаменитого Театра обско-угорских народов. «Все мировые фестивали открывало “Солнце”, – рассказывала Ольга Яковлевна. – Мы выступали и в Кремлевском дворце, и в Страсбурге на открытии заседаний Совета Европы по коренным народам, и в штаб‑квартире ООН на Манхэттене в Нью-Йорке». (Рассказать о грандиозной работе рождения, становления и развития целого театра в рамках одной творческой встречи было бы невозможно, поэтому дополнительную информацию все интересующиеся найдут в соответствующем разделе в группе актрисы в ВК.)

   

     

В 2013 г. О. Я. Александрова сотрудничала со «столичным» удмуртским землячеством – была режиссером национального праздника Гербер в Москве, а в 2015‑м – в Кезском районе. В том же 2015‑м она познакомилась с коллективом православного молодежного театра «Странник», который организован при Республиканской общественной организации «Православная молодежь Удмуртии». Вместе они поставили рождественский спектакль-вертеп на удмуртском языке «Вифлеем кизили». «Христос у каждого народа свой, почему бы и Марии не быть удмуртской женщиной», – так отозвалась Ольга Яковлевна об идее своей постановки, с которой театр несколько лет выезжал в разные уголки республики. За эту работу Ольга Яковлевна была награждена медалью Ижевской и Удмуртской епархии «За жертвенные труды».

Новая постановка Ольги Александровой, над которой она еще продолжает работать, – это моноспектакль «Я люблю вас, Ольга» – по воспоминаниям нашей землячки2 – актрисы МХАТа Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой и ее переписке с А. П. Чеховым. Один из монологов постановки Ольга Яковлевна прочла на своей творческой встрече.

Сегодня от усадьбы инженера-технолога винокуренного завода Леонарда Книппера, что располагалась в селе Кокман Святогорской волости Глазовского уезда Вятской губернии (ныне – Красногорский район Удмуртии), уже ничего не осталось. Но от Кокмана до Селтинского района, где нашла свое «место силы» другая актриса, всего каких‑то 70 километров: сейчас Ольга Александрова живет здесь, в деревне Виняшур‑Бия. «Я решила, что мое место на родине, где растут корабельные сосны и течет река Кильмезь». Вместе с сестрой Надеждой Ольга Яковлевна отстроила здесь новый дом, создав театральную усадьбу – в ней небольшая сцена и театральный музей; планируется устройство библиотеки. Новое культурное пространство – это и досуг для сельской детворы (Ольга Яковлевна ставит вместе с ними кукольные спектакли и мн. др.), и площадка, где она показывает свои моноспектакли и предоставляет возможность выступить другим. В этом году вместе с Селтинским домом культуры в своей театральной усадьбе Ольга Александрова провела фестиваль сельских театральных коллективов республики. А в гости к ней приезжают уже туристы со всей страны.

     

    

Творческий процесс – неотъемлемая часть жизни Ольги Александровой, и творчество ее многогранно. А еще она умеет жить интересно и заражать своим интересом других, не только придумывать новое, но и доводить свои идеи до реализации. Наверное, всё это вместе и позволяет ей говорит о себе так: «В 60 лет я чувствую себя абсолютно молодой и абсолютно счастливой!».

В течение вечера с восторженными словами и поздравлениями в адрес юбиляра выступили директор Национальной библиотеки УР Татьяна Владимировна Тенсина; председатель Союза театральных деятелей УР, засл. артист РФ Александр Гаевич Мустаев; директор Института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики УдГУ, канд. филол. наук Галина Анатольевна Глухова; журналист и телеведущий ГТРК «Удмуртия» Валерий Михайлович Сидоров; канд. филол. наук Александр Григорьевич Шкляев; руководитель филиала Центрального госархива УР – Государственного архива общественно-политической истории Елена Мурмановна Ушакова (отдельная благодарность ей за создание и продвижение личного фонда актрисы и режиссера О. Я. Александровой); сотрудник Удмуртского института истории, языка и литературы, министр культуры УР (1984–1995) Анэтта Петровна Сидорова; канд. филол. наук Надежда Витальевна Лекомцева.

В фойе 1 этажа библиотеки была развернута выставка из фонда Центра национальной и краеведческой литературы и библиографии «Театр жизни Ольги Александровой: делай то, что любишь», на которой экспонировались театральные афиши, каталоги, буклеты, публикации о творчестве актрисы и режиссера в справочниках, сборниках, в том числе научных, периодических изданиях. Предлагаем почитать некоторые из публикаций.

          

          

 
    

Больше фото – на сайте Национальной библиотеки УР.

__________________________

1 См.: Флеенко Д. А. Социально-творческое противостояние как фактор формирования театра кукол «Уральской зоны» // Вестник КемГУКИ. 2015. № 30. С. 67–77.

2 Читайте в блоге публикацию Е. А. Ивановой «О месте рождения актрисы О. Л. Книппер‑Чеховой».

636 посетит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *