«Тӧро сэрег»: встреча с руководителем студии удмуртского платья «Катар» Валентиной Березкиной
thumb image

 

26 июля в Центре национальной и краеведческой литературы и библиографии, в рамках проекта «Тӧро сэрег» («Красный угол»), состоялась встреча с Валентиной Березкиной, руководителем студии удмуртского платья «Катар». Встречу открыла — словами из удмуртской народной песни, которой традиционно приветствовали гостей, — сотрудник Центра Елена Анатольевна Кутасова. Она напомнила присутствующим, что в предстоящем году мы будем отмечать столетие государственности Удмуртской Республики, и пожелала, чтобы мероприятие стало одним из ярких стартов празднования юбилея.

Созданная в 2018 году на базе Кватчинского Дома культуры Можгинского района студия «Катар» уже успела заявить о себе и вызывает интерес жителей республики. Был разработан туристический маршрут с программой посещения студии, студийцы ведут поисковую и просветительскую работу, активно участвуют в общереспубликанских и российских мероприятиях и акциях (Ночь музеев, удмуртский праздник Гербер, 90-летие Можгинского района), инициируют проведение в д. Кватчи ежегодных фестивалей («Кватчи табань») и крупных межрегиональных мероприятий («Воршуд-2018»).

Встречи в формате «Тӧро сэрег» предполагают активный диалог участников мероприятия, при этом гость «красного угла» дает согласие рассказать о себе всё максимально подробно. Присутствующих интересовала деятельность Валентины Березкиной как руководителя коллектива и моменты ее личной биографии. Вот что мы узнали о ней.

Валентина Анатольевна Березкина (Кутасова) родилась в д. Старый Березняк Можгинского района в большой семье. Мама — Нина Федоровна — в прошлом учитель удмуртского языка и литературы, папа — Анатолий Васильевич — работал в колхозе сварщиком. Валентина — третий ребенок из их пяти детей. Детские годы Вали прошли ярко, незабываемо: игры в компании мальчишек, рваные юбки, беготня по лужам в резиновых сапогах, которые до крови натирали ноги. Как и во многих семьях, воспитанием детей занимались преимущественно бабушки и дедушки, старшие тети (сестры отца; отец был 11-м ребенком в семье). И это неплохо, считает Валентина, так как они передавали свой богатый уникальный опыт младшему поколению. Именно от старших взрослых она научилась рукоделию, узнала Слово Божие, впитала традиции семейного уклада. «Семья... Всё начинается там». Вместе с дочкой Сандӥ (удмуртский вариант имени Александра) Валентина показала сценку старинного утреннего ритуала, когда мать напутствует своего ребенка магическими словами пожелания добра и счастья, а всему плохому и нечистому велит «уплыть по течению реки Валы». (Эти слова произносятся в семье независимо от возраста ребенка.)

В школьные годы Валентина посещала почти все существующие кружки: литературный, танцевальный, фольклорный, теннисный, а также кружок вязания; принимала активное участие во всех мероприятиях, смотрах и олимпиадах. С юных лет она отличалась умением рассказывать невероятные истории — и веселые, и грустные — и собирать вокруг себя толпу слушателей.

В фольклорном кружке Валентину увлек процесс собирания у местных старожилов материалов по народному творчеству — обрядовых песен, частушек, пословиц, небылиц, загадок и т. д. (Наверное, именно тогда в ней по-настоящему проявилась любовь к национальной удмуртской культуре, а материально-духовный багаж студии и сегодня пополняется при участии жителей деревни Кватчи.)

Занятию литературным творчеством способствовала мама — руководитель литературного кружка. Она же помогла дочке написать первое стихотворение. Выход его в печати поощрил к написанию новых. Многие стихи впоследствии рождались из пережитых эмоций, опыта личной жизни, семейных событий. На встрече Валентина представила свою сказку-поэму «Зарни кидыс» («Золотое семечко»), которую написала уже будучи дважды мамой.

После окончания заочного отделения факультета журналистики УдГУ Валентина работала в сельсовете, в Доме культуры, в Управлении культуры. Но любовь к народному творчеству взяла верх. В Доме культуры сотрудникам поставили задачу: привлечь в деревню туристов. И тут Валентина вспомнила, что от тети Юли (старшей сестры отца) осталось много национальных платьев. (Отметим, что и самой Валентине с юных лет шили удмуртские платья — такова была традиция в семье.) Идею создания студии удмуртского платья поддержали и работники культуры, и жители деревни. Большую помощь в оформлении оказала методист Дома культуры Надежда Сапожникова.

Так 28 июня 2018 года состоялось открытие студии, где было собрано около двухсот не похожих друг на друга платьев, каждое из которых хранит свою историю. О названии студии долго думать не пришлось: о нарядно одетой женщине тетя Юля обычно говорила: «Катар!», — что означает «очень красиво».

Формат студии, а не музея был выбран не случайно. В музее вещи нельзя трогать руками, а в студии можно примерить платье на себя. Скажем, дорогой свадебный наряд 1927 года, который Валентина показала на встрече. Чтобы его пошить, отцу невесты пришлось выложить 50 рублей (при том что корова в те годы стоила 30 рублей). Необычно красив дукес (жилет) другого свадебного наряда, 1937 года, — портные трудились над ним целую неделю! А еще Валентина показала... стеклянные банки с платками, что немало удивило присутствующих (но именно так хранила платки, уберегая их от моли, тетя Юля), а также детские удмуртские платья, чепчики, тюбетейки и мини-куклы, которые помещаются в спичечном коробке. Эти куклы вдохновили Валентину Березкину на проведение в студии мастер-классы «Юлечка в люлечке».

Рассказала Валентина и о первых достижениях старших студийцев: в апреле этого года на Межрегиональном конкурсе-фестивале «Золотая россыпь веков» в г. Чебоксары студия «Катар» стала лауреатом в номинации «Этнографический костюм»; и о новом проекте «Катар-бар», открытие которого состоится уже 31 июля.

Фольклорная работа в младшей группе «Зарни шыкыс» («Золотой сундук») часто проходит в игровой форме. Поначалу ребята стеснялись надевать на себя традиционные наряды, казались себе в них смешными. Постепенно, сопровождая рассказы архивными фотографиями, руководитель прививает детям уважительное отношение к культуре своего народа. С дочкой Сандӥ Валентина исполнила отрывок свадебного напева «сюан гур».

Участники встречи задавали много вопросов, внимательно слушали рассказы Валентины, смеялись до слез над ее остроумными ответами — обаяние и артистизм гостьи «красного угла» покорили всех. В завершение мероприятия зам. директора НБ УР Анна Леонидовна Семенова поблагодарила Валентину Анатольевну за ее активную деятельность по сохранению и пропаганде удмуртской культуры, за готовность выступить в библиотеке и интересную, содержательную беседу.

1 315 посетит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *