М. Г. Атаманов-Эграпи «Происхождение удмуртского народа»
thumb image

 

В монографии М. Г. Атаманова «Происхождение удмуртского народа» впервые всесторонне рассматривается вопрос происхождения древнейшего финно-угорского этноса России — удмуртов. Первое издание книги (Ижевск, 2010), помимо библиотек России, хранится в библиотеках шести стран мира: США (б-ка Конгресса США и б-ки Гарвардского, Индианского, Мичиганского университетов), Германии (Геттингенский ун-т), Эстонии (Тартуский ун-т), Канады (ун-т г. Торонто), Финляндии (Туркуский ун-т), ЮАР (Преторийский ун-т). В настоящее — второе, дополненное — издание добавлено несколько новых разделов.

В послесловии к книге д-р ист. наук, этнограф Г. А. Никитина отмечает: «Критически переосмыслив и обобщив научные наработки предшественников — этнографов, лингвистов, археологов и антропологов, систематизировав собственные полевые материалы и наблюдения, автор подготовил развернутое сочинение о происхождении одного из финно-угорских народов России. Надо отдать должное ученому: будучи специалистом по исторической ономастике, он продемонстрировал высокую степень осведомленности в смежных исторических дисциплинах. <...>

В главе I рассмотрена роль этнографии в решении вопросов этногенеза удмуртов. Основываясь преимущественно на данных языка, автор подробно изложил известные в этнографии интерпретации этимологий экзо- и эндоэтнонимов удмурт, ар, одо, вотяк <...>

В лаконичной форме рассмотрены ранние письменные сведения об удмуртах, их этическая характеристика, данная учеными разных времен и национальностей, специальностей и сословий. <...>

Проблема выявления прародины удмуртов решается на основе общефинноугорских/общеуральских названий деревьев, зверей, рыб и насекомых. <...> Автор... с помощью зоо- и геоботанической терминологии определяет границы этнической территории праудмуртов <...>

Более точные контуры прародины удмуртов выявлены с помощью названий географических объектов, образованных от марийских этнонимов одо, одо-мари, тюркского — ар, в русских летописях также — аряне, арски люди и вотяк. <...>

Следующий сюжет книги связан с проблемой происхождения удмуртского воршуда — родового божества, хранителя семейно-родового счастья — и связанных с ним обрядов, а также родственных коллективов, поклоняющихся божеству и составляющих воршудно-родовую группу. По убеждению автора, проблема удмуртских воршудов является по-своему уникальной, так как из финно-угорских, да и других европейских народов только у удмуртов сохранились реликты родовых делений, “восходящих к эпохе матриархата” <...> Исследователь предложил свою версию расшифровки этимологии около половины из 70 воршудов, связав их с названиями зверей, птиц, насекомых, рыб — предполагаемых тотемов экзогамных материнских родов <...>

Весьма пространный материал представлен о племенных объединениях удмуртов — калмез и ватка (степень изученности, этимология названий, археологические основы, расселение, характер взаимоотношений, специфика материальной и духовной культуры). <...>

Один из интереснейших разделов главы связан с проблемой арских удмуртов и Арского княжества. <...>

Завершается I глава сугубо этнографическими сюжетами. В одном с опорой на солидную историографию анализируется эволюция жилых, хозяйственных и культовых построек удмуртов, в другом — история формирования костюмных комплексов <...>

В главе II “Лингвистика: ее роль в решении этногенетических проблем удмуртского народа” после кратких сведений об удмуртском языке автор переходит к анализу заимствованного пласта его лексики (индоиранский, тюркский, русский), затем — удмуртских заимствований в других языках. <...>

Не обошел автор и проблему происхождения бесермян. <...> ...ученый переходит к анализу лингвистических данных и в итоге приходит к мнению, что исторической родиной бесермян до переселения их части в верхневятско-чепецкий бассейн была Арская земля, расположенная в нижнем течении рр. Вятки и Камы. <...>

Последний раздел главы посвящен анализу топформантов в географических названиях Удмуртии и за ее пределами. Авторский материал убедительно свидетельствует о том, что бассейны Вятки, нижних течений Камы и Белой были основными центрами формирования древнеудмуртского этноса» (с. 568—571).

В III и IV главах монографии в качестве источников в решении проблем этногенеза удмуртов привлекаются данные археологии и антропологии.

 

  • Михаил Гаврилович Атаманов — д-р филол. наук, почетный проф. Удмуртского госуниверситета, священнослужитель РПЦ, переводчик Библии и богослужебной литературы на удмуртский язык, член Союза писателей России, лауреат премии Программы родственных народов Эстонии, премии им. Трокая Борисова и Всеудмуртской национальной премии им. Кузебая Герда, почетный гражданин Граховского района и Удмуртской Республики.

Атаманов-Эграпи М. Г. Происхождение удмуртского народа : [монография]. — 2-е изд., доп. — Ижевск : Удмуртия, 2017. — 591 с. : ил., [8] л. цв. ил.

1 368 посетит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *