Начнем, пожалуй, с Ижевска. Наш известный краевед Анатолий Васильевич Новиков (1931—2015), по просьбе которого была записана мною его последняя книга «Город Ижевск свеж и дорог» (Ижевск, 2016), рассказал мне такую историю (наша беседа состоялась 6 апреля 2015 г. в квартире Анатолия Васильевича, в доме на улице Михайлова).
...Имя самодеятельного музыканта-виртуоза Михаила Васильевича Тарасова было очень популярно среди жителей довоенного Ижевска. Один из мастеров Колтоминского лесопильного завода Ижгортопа1, сам игравший на баяне, говорил юному Толе Новикову об артистичной игре Тарасова: «А вот Миша Тарасов... Он мог вывернуть всю душу наизнанку!..».
Михаил Васильевич Тарасов был механиком, ремонтировал кассовые аппараты в магазинах. А в свободное время брал в руки белый концертный баян и наяривал на нем от души. У него был собственный оркестр из пяти человек (баянисты, гитаристы, скрипачи), а в числе оркестрантов — самодеятельные музыканты из рабочих-инструментальщиков: Александр Романов, Николай Куткин, Печерских, а также жена Тарасова — Софья Федоровна. Спустя годы составился и семейный музыкальный ансамбль, в котором, кроме Михаила и Софьи, играли их дочь Дина, внук Юрий, зять Павел Николаевич Мирошин (он был из города Павлово, что в Нижегородской области; работал в Ижевском сельскохозяйственном институте).
В 1930-х гг. на ижевских городских тумбах, на которых расклеивали афиши, иногда можно было увидеть написанные от руки крупными буквами обращения к Тарасову, составленные его благодарными слушателями, точнее слушательницами: «Дорогой, любимый наш Мишенька! Мы вас давно не видели, соскучились по вас, ждем, объявитесь, пожалуйста!..». На листе бумаги было предусмотрено свободное место, чтобы и другие почитатели талантливого музыканта-самородка ставили свои подписи.
— А где стояли уличные афишные тумбы?
— На улице Советской: одна — у церкви2, другая — у Главпочтамта, рядом с фотосалоном Н. Г. Пономарева, третья — у Детского клуба3.
Когда очередное «обращение» было подписано прохожими до конца листа, его снимали, несли к Мише Тарасову на дом и вкладывали в почтовый ящик. А через какое-то время уже сам Михаил оформлял свою рукописную афишу и вывешивал ее на всеобщее обозрение: концерт состоится!..
Анатолий Васильевич показал мне старинную пожелтевшую семейную фотографию молодой красивой пары — Михаила Васильевича и Софьи Федоровны Тарасовых. На обороте снимка была надпись, сделанная рукой Новикова: «Тарасов Михаил Васильевич. Мастер-виртуоз, музыкант. Великий мастер изготовления музыкальных инструментов: баянов, гитар, гармошек, скрипок, нач. 20 в. Виртуозный игрок на всех духовых и струнных инструментах, на пианино и рояле. Сочинял музыку. Фотограф Глеб Романов».
Мне жаль, что в круговерти своих неотложных дел я так и не сделала скан-копию этого замечательного снимка. Анатолий Васильевич потом не смог вспомнить, куда его положил. На фотографии богатырь Михаил Тарасов был в белой форменной фуражке, наподобие той, что носил писатель Александр Грин, а красавица Софья Тарасова позировала в модной белой летней шляпке.
Уже в преклонных летах Софья Федоровна Тарасова передала Анатолию Васильевичу Новикову двенадцать фотографий Ивана Андреевича Чумакова, которым и посвящена наша публикация. Эту коллекцию исторических снимков (я называю ее «петрозаводской») Анатолий Васильевич в свою очередь собственноручно передал на хранение мне незадолго до своей кончины.
На мои вопросы об этом фотоархиве Анатолий Васильевич, человек любознательный и предельно внимательный к своим находкам, отвечал коротко: не знаю! Вопрос, при каких обстоятельствах подборка петрозаводских фотографий Ивана Чумакова стала принадлежать жителю Ижевска Михаилу Тарасову, так и остался невыясненным. (Софья Федоровна об этих снимках тоже ничего сказать не могла.)
Может быть, Иван Чумаков был фронтовым товарищем Михаила Тарасова в Великую Отечественную войну? Или он был командирован на Ижстальзавод как инженер, а после работы был восторженным слушателем тарасовского оркестра? Как бы то ни было, ясно одно: два ярких, неординарных, артистичных человека — Михаил Тарасов и Иван Чумаков нашли друг друга на дорогах жизни, наполненной до краев драматичностью судеб и красотой искусства.
Из фотобиографии И. А. Чумакова
Так кто же он такой — Иван Андреевич Чумаков, по прозвищу Чумак? Судя по фотоснимкам, бывший студиец. Его собрание из двенадцати фотографий и четырех автографов, со временем оказавшимися редким, имеет прямое отношение к истории театральной студии Государственного русского драматического театра города Петрозаводска (столицы Республики Карелия), которая была создана группой режиссеров и актеров петроградского Александринского театра в 1918 году.
Иван Андреевич Чумаков в молодости был жителем Юрьевского завода Екатеринославской губернии Российской империи (ныне город Алчевск самопровозглашенной Луганской Народной Республики на территории Украины). Юрьевский завод считался одним из крупнейших центров металлургической промышленности Юга России: в 1896 г. предпринимателем и банкиром Алексеем Кирилловичем Алчевским (1835—1901) было создано Донецко-Юрьевское металлургическое общество.
Профессиональный выбор молодого Ивана Чумакова был сделан в пользу высшего инженерного образования. Возможно, он был студентом Императорского Московского высшего технического училища (ныне Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана). Вполне вероятно, что после окончания учебы он был направлен в город Петрозаводск Олонецкой губернии на Онежский металлургический и механический завод. В свободное от работы время занимался в театральной студии под руководством Юрия Николаевича Юрьина, приехавшего из Петрограда.
- Групповое фото с фрагментом паспарту. На паспарту факсимиле фотографа: «Ф. Гольдфейн. Юрьевский завод». Подпись на обороте фото: «Л. М. Баркова. А. Д. Яковлева. И. А. Чумаков. Н. Г. Обер-Гейден. 16 мая 1912 г.».
- Два студенческих портрета. На обороте карандашом помечено: «М. 1915» (левый снимок), «Мос. 1911» (правый снимок).
- Портрет с книгой. На обороте карандашом помечено: «М. 1915».
- Театральная студия. 1920. В центре — Ю. Юрьин. 2-й слева в верхнем ряду — И. Чумаков.
Театральная студия была создана при Государственном театре драмы весной 1918 года, в разгар Гражданской войны. Ее организатором был режиссер Александринского театра Николай Васильевич Петров (1890—1964), ученик В. И. Немировича-Данченко, ассистент В. Э. Мейерхольда. В студии занимались 30 человек, выдержавших конкурсный отбор. «Студийцам преподавали теорию драмы, технику движения, режиссуру. Занятия вели режиссеры Н. Петров, Е. Сергиев, Ю. Юрьин. Последний возглавил студию после отъезда Петрова. Студийцы участвовали в спектаклях, готовили показательные работы. В сентябре 1921 года состоялся первый выпуск»4.
- Театральная студия. В центре с книгой — Е. Сергиев. На обороте фото карандашом помечено: «1-ая группа. Драмкружок театральной студии. Преподаватель Сергеев. Петрозаводск. 1920». [Должно быть Сергиев.]
- Театральная студия. В центре Е. Сергиев. 3-й справа в верхнем ряду — И. Чумаков. На обороте фото карандашом помечено: «2 группа. С Е. Н. Сергиенко». [Должно быть Сергиев.]
Интересно, окончил ли студию Иван Чумаков? В его фотоархиве есть дарственные снимки педагогов, датированы концом апреля — началом августа 1920 года:
- «На память о студии милому Чумаку. Юр. Юрьин. 3 мая 1920 г.»
- «Ивану Андреевичу Чумакову. На добрую память. Н. А. Солнышков5. Петрозаводск. 28 апреля 1920 г.»
- «И. А. Чумаку. Возьмы мою пыку, чтоб помнить до вику. Анатолий Чалый6. 30 апреля 1920 г.»
- «Слушателю моих лекций тов. Чумаку на память с пожеланием сохранить в будущем так симпатично миражить и любовь к искусству. Н. Загорный7. Начало августа, 1920».
* * *
Среди студийцев были петрозаводские гимназистки и подруги Софья Неелова, Анисья Рыбкина (по мужу Лапина) и Екатерина Максимова8 — будущие профессиональные актрисы. У всех троих — трагические судьбы9.
- Анисья Рыбкина. Ю. Юрьин и Катя Максимова. Екатерина Максимова
Соня умерла молодой от скоротечной чахотки (туберкулеза). Оня (Анисья) пережила расстрел безвинно репрессированного мужа и партнера по сцене Василия Лапина. Катя мученически угасла в сибирской ссылке в 1943 году, будучи замужем (вторым браком) за знаменитым советским разведчиком Рихардом Зорге10 (1895—1944). Ее первым мужем был любимый студийцами и петрозаводскими зрителями Юрий Николаевич Юрьин (1889—1927) (настоящая фамилия Вентцель), которого также не пощадил туберкулез.
Vita brevis ars longa11.
_______________
1 Топливный отдел Ижевского горисполкома.
2 Это, скорее всего, старообрядческая церковь, которая стояла в районе длинной «сталинки», где сейчас располагается стоматологическая поликлиника № 1.
3 Детский клуб им. Крупской размещался в доме З. А. Лятушевича (в наст. время справа от него стоит здание Национальной библиотеки УР). Впоследствии в нем были размещены фонды краеведческого музея. Сам музей располагался в упраздненном Михайловском соборе, а после того как его снесли, переехал в дом Лятушевича.
4 Филимончик С. Н. Театральная жизнь Карелии в 1918 — начале 1920-х годов // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2015. Нояб. (№ 7). С. 14. URL: http://uchzap.petrsu.ru/files/n152.pdf
5 Солнышков Николай Александрович — флейтист-виртуоз, дирижер, педагог; преподавал в Петрозаводской государственной консерватории имени А. К. Глазунова.
6 Чалый Анатолий Евдокимович (1890—1955) (сценическая фамилия Лианский) — драматический актер, заслуженный артист РСФСР. Работал в театрах Петрозаводска, Нижнего Новгорода, Таганрога, Казани, Ростова-на-Дону, Куйбышева (ныне Самара).
7 Загорный Нестор Николаевич (1887—1969) (настоящая фамилия Рейтман) — пианист, композитор, педагог; автор пособия (в котором наверняка учтен опыт работы со студийцами, даже если конкретная студия не упоминается): Фортепианная игра как вспомогательный в музыкальном образовании предмет : (опыт методического обоснования общего курса игры на фортепиано) / Ленинградская государственная консерватория. Л. : Akademia, 1928. — 58 с.
8 «Через несколько лет, поверив в свое призвание, выпускницы студии Екатерина Максимова, Софья Неелова, Анисья Рыбкина поступили в ленинградский Институт сценических искусств и стали профессиональными актрисами» (Филимончик С. Н. Театральная жизнь Карелии... С. 15).
9 Первой, кто рассказал о них, была дочь Анисьи Ивановны Рыбкиной — Наталья Васильевна Ларцева (1930—2017), радиожурналист, инициатор Цветаевских костров в Карелии, автор книги «Театр расстрелянный» (Петрозаводск, 1998).
10 Имя Рихарда Зорге — за большую поисково-исследовательскую и гражданско-патриотическую работу — присвоено в мае 1972 г. пионерской дружине средней школы № 63 г. Ижевска. «Первым почетным зоргинцем стал директор школы Аркадий Иванович Дудин. Он помогал ребятам в проведении интересных пионерских дел. 7 мая 1974 г. перед школой был торжественно открыт памятник Рихарду Зорге. В январе 1979 г. школой был организован Всесоюзный слет пионерских дружин, носящих имя Рихарда Зорге, на котором присутствовали представители 56 городов» (см. страницу аудиогида по Музейной комнате им. Рихарда Зорге школы — URL: https://izi.travel/ru/f33f-muzeynaya-komnata-im-riharda-zorge/ru). 2 сентября 2013 г. перед школой состоялась торжественная церемония открытия нового бюста (второго по счету на территории России) Герою Советского Союза Рихарда Зорге. О работе музея СОШ № 63 см. также: Ильина К. С., Репников Д. В. Роль школьного музея в воспитании гражданственности и патриотизма современной молодежи // Патриотизм — духовный потенциал Великой Победы. Ижевск, 2015. С. 191—196.