К 30-летию со дня смерти А. А. Тарковского
В биографию кинорежиссера Андрея Арсеньевича Тарковского (1932–1986) вошло имя Светланы Алексеевны Соловьевой из города Ижевска, участницы коллективного литературного сборника «Опаленные войной»¹. Издание, в котором представлены произведения самодеятельных авторов — «от воспитанника детского сада до ветерана», — посвящено 70‑летию Победы в Великой Отечественной войне. В сборнике впервые опубликован «рассказ-воспоминание» Светланы Соловьевой «Встречи с Тарковским», посвященный его светлой памяти.
История знакомства началась в 1962 году в Москве, когда приехавшая из тувинского города Кызыла Света Соловьева (она перевелась на 4-й курс Московского государственного педагогического института имени В. И. Ленина), жила у родственников в коммунальной квартире по Большой Серпуховской улице. «Готовиться было негде, и я приспособилась читать учебники на кольцевой линии в метро (благо, тогда в метро почти все читали) или в почтовом отделении» (с. 302).
Однажды Светина двоюродная сестра Неля Бешкарева представила девушку компании знакомых молодых москвичей.
«— Тебе кто-нибудь понравился?
— Никто!
— Даже Андрей?
— Тот, который командовал? Такой убьет, если с ним не будешь ходить, и рука не дрогнет. Видала я таких в Сибири. Больше не знакомь меня ни с кем, мне некогда в них разбираться!» (с. 303).
И всё же именно Андрей помог Свете найти другое жилье, где были сносные условия для занятий. «Он привел меня в какой-то переулок, провел в квартиру и познакомил меня с моей будущей квартирной хозяйкой Анастасией Георгиевной.
Так я оказалось в Щиповском переулке, доме 26, квартире 2.
Андрей привел меня, фактически, под крылышко своей матери и сестры Марины. Они занимали соседние 2 комнаты в этой коммунальной квартире. Сам же Андрей жил в другом месте (недалеко) и часто навещал их (и меня). Мы с ним встречались, как парень с девушкой. Его знаменитость (в декабре 1962 года он получил 1-ю премию на международном фестивале в Каннах за фильм “Иваново детство”) я в расчет не принимала: просто хороший и веселый парень» (с. 304).
Тарковский знал, что Света после окончания московского вуза уедет в незнакомый им обоим далекий приуральский город — Ижевск.
«— У вас уже было распределение?
— Нет. Но я поеду в Ижевск. Я там была зимой, и мне там понравилось.
<…>
На распределении мне предложили работу в Москве.
— Мне негде жить в Москве.
— Мы дадим вам общежитие.
— Я поеду в Ижевск.
В Ижевске я получила от Андрея письмо: он звал меня замуж. Но тут моя мама вмешалась (мои родители к этому времени тоже переехали в Ижевск): “Тебе богемной жизни захотелось? Они сегодня любят одну, а завтра — другую!”. И посадила меня на месяц под домашний арест, отобрав у меня паспорт, всю одежду и обувь, чтобы я не сбежала.
Я сидела в одной комбинашке на полу, плакала и читала Достоевского. Судьба Неточки Незвановой меня очень впечатлила и отрезвила.
Вот и вся история» (с. 305–306).
Светлана Алексеевна Соловьева, приехав на постоянное место жительство в столицу Удмуртии, работала впоследствии инженером в Ижевском механическом институте (окончила вечернее отделение ИМИ, получила второе, техническое, высшее образование), затем на Мотозаводе. Через годы и расстояния, посмотрев фильм Андрея Арсеньевича Тарковского «Зеркало» (1974), в эпизоде урока военного дела она узнала себя в образе рыжей девочки-школьницы (актриса Ольга Кизилова²). В фамилии актрисы, не названной в титрах фильма, отдаленным эхом отозвался родной город Светланы — Кызыл.
В этом же фильме есть эпизод с испанцами — он тоже напрямую связан с биографией Светы: среди ее друзей был студент-латиноамериканец по имени Франсиско, чьим родным языком был испанский. «Вообще-то там отмечены реальные люди в судьбе Андрея. Но играют артисты, очень на них похожие. Мать Андрея играет сама Марь Иванна, только на 10 лет старше (но она совсем не изменилась). Имя Франсиско там тоже упоминается. Это кубинец, с которым я встречалась в свободное от Андрея время (он был поглощен работой над “Андреем Рублевым”)» (с. 304).
Незримый диалог с режиссером Андреем Тарковским продолжался с выходом последующих его кинолент. «Когда смотрела его фильмы, то искала, что в них есть про меня или для меня. Находила. А в последнем его фильме сказано не в бровь, а в глаз: “Быть женой знаменитого артиста — не вижу в этом ничего дурного”» (с. 306).
Рассказ-воспоминание «Встречи с Тарковским» исповедален и драматичен. Тема «сибирской девочки» Светы Соловьевой вошла в художественный фильм «Зеркало», в котором, в частности, запечатлена память об историческом времени — Великой Отечественной войне. Андрей Тарковский и Светлана Соловьева — оба из поколения детей войны. Эта тема — одна из главных в фильме «Зеркало», в котором есть общая художественная история, взятая и из биографии А. Тарковского (мальчик Алеша), и из биографии С. Соловьевой (рыжая девочка с трещинкой на губе).
Ветеран Ижевского мотозавода «Аксион-Холдинг» Светлана Алексеевна Соловьева публикацией данного рассказа приняла участие в региональном литературном конкурсе, посвященном 70‑летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, а как фотограф — в акции «Поклонись фронтовику». Ее снимки, посвященные празднованию Дня Победы в Ижевске, размещены на ее странице в социальной сети «Одноклассники».
à propos de...
«В Московском государственном музее “Дом Бурганова” открыт бюст кинорежиссера Андрея Тарковского в честь его 70-летия» (Российская газета. 2002. 6 апр. С. 2).
Произведения московского скульптора Александра Николаевича Бурганова украшают также и столицу Удмуртской Республики. В первую очередь это монумент «Навеки с Россией» (в соавт. с архитектором Р. К. Топуридзе и инженером Е. Г. Бисноватым), открытый в Ижевске 26 июня 1972 г., в дни празднования 400-летия добровольного вхождения удмуртов в состав Русского государства, и памятник А. С. Пушкину (в соавт. с И. А. Бургановым), установленный на Университетской площади рядом с II корпусом УдГУ (открытие памятника состоялось в начале июня 2003 г.).
_____________________
¹ Опалённые войной : литературный сборник ЛИТО «Прикосновение» и Удмуртской региональной общественной организации «Центр ветеранов-инвалидов силовых структур “Честь”» / [сост. Л. П. Васильев]. Ижевск : КнигоГрад, 2015. 370 с. : фот.
² Дочь Ларисы Павловны Тарковской (второй жены режиссера) от первого брака. «Девочка внешне общительная, но с таинственным внутренним миром» (Тарковский, Андрей. Мартиролог. Дневники. [Перуджа] : Tibergraph, 2008).