Визитной карточкой замечательной киноактрисы Ларисы Анатольевны Лужиной стали роли юных девушек и молодых женщин военного поколения в отечественных фильмах «На семи ветрах» (1962; санитарка Светлана Ивашова), «Тишина» (1963; инженер-геолог Нина), «Любовь Серафима Фролова» (1968; фронтовичка Анфиса), а также в многосерийных телевизионных фильмах, снятых кинематографистами Германской Демократической Республики, — «Доктор Шлютер» («Dr. Schlüter», 1965; подпольщица-антифашистка Ева и ее дочь Ирен) и «Встречи» («Begegnungen», 1967; комиссар партизанского отряда Татьяна).
Начало кинокарьеры актрисы было стремительным и ярким. После дебюта в фильме Станислава Ростоцкого «На семи ветрах» Ларису Лужину ожидал настоящий успех на международном кинофестивале в Каннах. Подлинным триумфом увенчалась и работа на немецкой киностудии ДЕФА: в 1966 году молодая советская актриса стала лауреатом Национальной премии ГДР за участие в фильме «Доктор Шлютер». Ей даже сделали лестное предложение — играть на сцене драматического театра в городе Карл-Маркс-Штадт. Но она им не воспользовалась, хотя свободно знала немецкий язык1.
В художественной биографии героини следующего немецкого фильма — «Встречи» — есть примечательная подробность: Татьяна по национальности удмуртка, училась в Глазовском педагогическом институте. Когда этот фильм, благожелательно отмеченный немецкой и советской кинокритикой, был показан по телевидению ГДР и СССР, Лариса Лужина по праву заслужила самую дорогую награду — признание и любовь зрителей обеих стран. Она получала тысячи писем со словами благодарности и восхищения ее незаурядной игрой.
Были в письмах и вопросы о подлинности художественного образа, мастерски воплощенного талантливой актрисой на экране. В частности, в газете «Удмуртская правда» была опубликована статья известного ижевского радиожурналиста Феликса Симакова «Кто такая Таня?», рассказывающая о поиске на немецкой и удмуртской земле реального прототипа — девушки из Удмуртии, воевавшей и погибшей в Германии. После показа по Центральному телевидению фильма «Встречи» жители Удмуртии искали в киногероине Ларисы Лужиной пропавших без вести и погибших на войне своих сестер и дочерей по имени Таня.
«Разумеется, фильм есть фильм. И не отделишь реальность от художественного домысла. Но во “Встречах” многое документально: и ручной работы зажигалка, сделанная удмуртским мастером, и платок, который дарят наши девушки своим любимым, и легенда...»2.
В жизни талантливой артистки советского кино было немало заграничных фестивальных поездок — в Париж, Лондон, Осло, Гавану... Знаменитая песня Владимира Высоцкого «Она была в Париже» написана о ней, Ларисе Лужиной. Вместе актеры снимались в фильме Станислава Говорухина «Вертикаль» (1967). Она — врач, он — радист. Высоцкий вспоминал: «Горы — это прекрасное место, лучше, чем море. Это я говорю сейчас со знанием дела, потому что три месяца был безвыездно в горах. И самое прекрасное, что есть в горах, — это альпинисты. Они помогали нам делать картину: у нас работало пятнадцать мастеров спорта. Мы три недели тренировались там, лазали тоже, жили на леднике — и я написал несколько песен для этого фильма...»3.
На встрече со зрителями в Доме культуры Сарапульского радиозавода, состоявшейся 28 января 2016 года в честь открытия Года российского кино, «с благодарностью вспоминания великого поэта, Лариса Анатольевна прочитала его стихи и исполнила песню “О друге” из кинофильма»4.
«Моей обычной одеждой на съемочной площадке были телогрейки, гимнастерки, кирзовые сапоги. А так хотелось хотя бы раз появиться на экране в великолепном туалете! Эта мечта сбылась в фильме “Исполнение желаний”, где мне пришлось сыграть роль светской женщины, аристократки»5, — рассказывала Лариса Лужина в интервью газете «Российские вести».
В 1974 году в фильме Светланы Дружининой «Исполнение желаний», снятом по одноименному роману Вениамина Каверина, рассказывающем о судьбе пушкинских автографов в 1930-е годы в Ленинграде и поднимающем проблему этики науки и этики ученого, Лариса Лужина сыграла обворожительную красавицу-аристократку Варвару Николаевну. Притягательная и элегантная женщина была достойна внимания и комплиментов умных мужчин. Профессор университета Сергей Иванович Бауэр (актер Евгений Лебедев) «в первый же день знакомства объявил ей, что с гимназических лет любил красавиц. “А в том, что вы — красавица, — с изысканной вежливостью добавил он, — даже самый великий скептик не мог бы усомниться”». Партнерами по съемочной площадке были также Иннокентий Смоктуновский, Наталья Бондарчук, Николай Еременко (младший), Евгений Жариков.
Иннокентий Смоктуновский, игравший Дмитрия Бауэра, поклонника, а затем мужа Вареньки, с блеском преподал актрисе уроки мастерства по усвоению новой, непривычной для нее роли светской дамы, отличавшейся от ее прежних героинь. «Работать с ним было счастьем. Во всех сценах, где мы снимались вместе, он делал так, чтобы акцент ложился на меня»6, — вспоминала Лариса Анатольевна.
6 июня 1999 года, в день 200-летия со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, художественный фильм «Исполнение желаний» был показан по телеканалу «Культура».
Имя Лариса в переводе с греческого означает «чайка». Калейдоскоп ее ролей, интересных встреч, дальних поездок подобен полету белоснежной чайки над морской волной... В эпиграмме к дружескому шаржу в журнале «Советский экран» А. Рейжевский написал так: «Без лишних фраз, без лишних слов / Наш зритель искренно отметил, / Что прошумел сквозь семь ветров / Ее искусства свежий ветер»7.
Стихотворение «Непокорная, голубая волна...» Булата Окуджавы тоже посвящено ей — Ларисе Лужиной:
Непокорная, голубая волна
Все течет, все течет, не кончается.
Море Черное, словно чаша вина,
На ладони моей все качается.
Я все думаю об одном, об одном,
Словно берег надежды покинувши.
Море черное, словно чашу с вином,
Пью во имя твое, запрокинувши.
Неизменная среди всяких людей,
Как расстаться с тобой, не отчаяться?
Море Черное на ладони моей
Как баркас уходящий качается8.
А вот поэтическое подношение создателям фильма «На семи ветрах» и, конечно, исполнительнице главной роли от Олега Козлова из Удмуртии:
О фильме «На семи ветрах»
Зал притих, пригнувшись.
Зал гудит сурово.
Только слышны вздохи,
словно взмахи крыл.
Это было, было…
На земле родимой
много безымянных
фронтовых могил...
На экране грохот
выстрелов и взрывов.
Зарево пожара.
Черный дым ползет.
Дом почти разрушен —
нет давно в нем окон.
Уходи, Светлана!
Но она всё ждет.
Что же будет дальше?
Что еще случится?
Замер в зале шорох.
Смерть близка, близка...
Но глядят с экрана
на людей притихших
С трепетной любовью
девичьи глаза.
В них так много горя,
в них так много счастья,
вера и надежда
светятся в глазах.
Не уходит, верит...
Три звонка коротких,
а за ними длинный.
Он придет назад!9
_____________
1 См. об этом: Корнешов Л. Две премии Ларисы Лужиной // Молодой коммунист. 1967. № 9. С. 120–122.
2 Удмуртская правда. 1969. 23 февр. С. 4.
3 Высоцкий В. Я куплет допою... : песни для кино. М., 1988. С. 18.
4 Ульянова С. Старт дан : 28 января в Сарапуле торжественным мероприятием в ДК радиозавода был открыт Год Российского кино / фот. В. Карманова // Красное Прикамье : газета г. Сарапула и Сарапульского р-на. 2016. 2 февр. С. 1.
5 Лужина Л. Женщина в стиле осень: история актерской жизни / беседовал А. Веймарн ; фот. Я. Дрхлика // Российские вести. 1996. 2 нояб. С. 11.
6 Там же.
7 Советский экран. 1963. № 5. 3-я с. обл.
8 Цит. по книге: Окуджава Б. Ш. Чаепитие на Арбате : стихи разных лет. М. : Корона Принт, 1998. С. 42. (Стихотворение было написано в 1961 г., впервые опубликовано в 1996-м.)
9 Ленинский путь. [Воткинск], 1965. 25 мая. С. 4.