Легендарная звезда российского кинематографа советской эпохи Любовь Петровна Орлова (1902–1975) оставила неизгладимый след в памяти многих поколений благодарных зрителей.
С искренним уважением относились к ней и коллеги по театральной сцене — актриса служила в Московском драматическом театре имени Моссовета. В недавнем интервью газете «Культура» актер этого театра — популярный киноартист и литератор Евгений Андреевич Стеблов рассказал о разных гранях ее таланта — творческого и личностного. «Не очень люблю термин “звезда”. Но она действительно — суперзвезда советского экрана. Даром, что не профессиональная драматическая актриса, а певица, танцовщица. <...> Любовь Петровна — уникальное явление, в жизни больше походившая на свой персонаж из фильма “Весна” — профессоршу в очках. Хрупкая, достаточно миниатюрная, с прекрасной фигурой. Следящая за собой. Когда я увидел ее первый раз за кулисами, возле служебного лифта, то подумал, что это молодая женщина. Только подойдя ближе, понял: Она»1.
Евгений Стеблов выделил исключительность ее натуры: «Любовь Петровна аристократкой была... <...> Орлову в театре за глаза называли Любочкой. Так к ней относились. Прозвища были у всех. Фаина Георгиевна [Раневская] — Фуфа. Вера Петровна Марецкая — В.П. Любочка же с удивительным достоинством несла свою славу. В обычном, человеческом понимании была очень скромна. А мера ответственности, которую она ощущала перед зрителями, — невероятно высока. Помню, у рабочего сцены случился юбилей, и он решил отметить его в театре. С разрешения дирекции накрыл стол в репетиционном зале, пригласил родственников из деревни и... всех народных артистов СССР. Никто не пришел. Кроме Любови Петровны. Если нужно было кому-то помочь — живо откликалась»2.
«ВОЛГА-ВОЛГА»: «УДМУРТСКИЕ» РЕАЛИИ ВЫМЫШЛЕННОГО МЕЛКОВОДСКА
Аристократизм был свойствен не только представителям дворянства, принадлежность к которому тщательно скрывала актриса. Настоящей аристократкой предстает и жительница Сарапула — многодетная мать из мещанского сословия Пелагея Илларионовна Мерзлякова (урожденная Мителева). У нее на городском базаре члены съемочной группы из Москвы, в составе которой была и актриса Любовь Орлова, покупали малину. Об этом вспоминает сын Пелагеи Илларионовны, рабочий Ижевского радиозавода Владимир Карпович Мерзляков: «Мама собирала ягоды в корзиночки, аккуратно ставила их в большие бельевые корзины и на коромысле несла на рынок. У нее были нарукавники — как у чиновников, только крахмально-белые. И, видимо, эта ее опрятность привлекла внимание кого-то из съемочной группы. Москвичи стали покупать у мамы малину постоянно, а потом начали ездить прямо к нам домой. <...> Но однажды мама сказала: “К нам собирается знаменитая артистка”. Оказалось, что Любовь Орлова хочет поесть малины с куста — “пощипать”, как мы говорили. И я стал ждать, когда она придет — сел в засаду возле дома. Наш дом стоял в логу, на берегу речки Юрманки, которая впадала в Каму, и я знал, машину москвичам придется оставить наверху, а в лог спускаться пешком. Дождался я их и смотрел издалека, как Любовь Орлова спускается к нам во двор, — продолжает ветеран. — Но заробел и за ней уже не пошел. Потом узнал, что мама показала ей самое лучшее место в саду — там была крупная малина»3.
В Сарапуле и его окрестностях москвичи снимали музыкальную кинокомедию «Волга-Волга» (режиссер Григорий Александров), которая вышла на экраны страны в 1938 году. В начальных кадрах картины, в ракурсе, снятом с реки, предстает вымышленный город Мелководск. Следует отметить, что придуманные авторами художественных произведений названия городов — одна из традиций русской литературы, а впоследствии и литературоцентричного по своей сути советского кинематографа. Это, к примеру, Скотопригоньевск в романе Ф. Достоевского «Братья Карамазовы», Заступинск и Губернск в фильмах Э. Рязанова «Вокзал для двоих» и «О бедном гусаре замолвите слово». Упомянем и неприметный городишко Дощатов в фильме В. Ховенко «Курица», снятом по одноименной пьесе Н. Коляды. Вспомним с восхищением и целую обойму авторских наименований городов в романе М. Салтыкова-Щедрина «История одного города»: Глупов, Крутогорск, Оков, Срывный и др. Два последних художественных топонима — хорошо знакомые жителям Удмуртии «псевдонимы» вятских («удмуртских») уездных городов Глазова и Сарапула.
В фильме «Волга-Волга» город Мелководск, известный своими мелями, был снят в русских населенных пунктах Удмуртии — селе Яромаска и деревне Усть-Сарапулка Сарапульского района. Об этом свидетельствуют сарапульские краеведы — священник Алексей Харин и предприниматель Виктор Ерастов. «Я смотрел фильм еще в черно-белом варианте и сразу узнал наши места! Не знаю, как будет в цвете — у церкви должны быть голубой купол и белые стены»4, — рассказывает протоиерей Алексей Харин. Увы, в цветной версии кинофильма «Волга-Волга» церковный купол выкрашен в зеленый цвет...
Камский берег, на котором находится село Яромаска с церковью Успения Пресвятой Богородицы, запечатлен, но с другого ракурса, и на картине удмуртского живописца Валентина Белых «Кама. Яромаска»5. На полотне у церкви голубой купол и белые стены.
На момент съемок художественного фильма церковь была действующей, но в августе 1941 года закрылась, а ее здание было передано под школу6. В настоящее время отреставрированная Успенская церковь, построенная в 1682 году, снова открыта для прихожан.
О маршруте киноэкспедиции и в целом подробную историю съемок фильма «Волга-Волга» можно прочесть в книге Александра Хорта «Любовь Орлова»: «Пароходы поплыли по Москве-реке и Оке к Горькому — так с октября 1932 года назывался Нижний Новгород. В городе и окрестностях были проведены первые съемки. Верхневолжское пароходство выделило в помощь “Памяти Кирова” буксир “Добролюбов”, который постоянно маневрировал, переставляя и устанавливая в нужных местах декоративные суда.
Через три недели киношники отправились на Каму, снимали в районе Сарапула. Затем переместились к Перми, в устье Чусовой и на реку Вишера. Одна группа снималась на плотах. Другая сразу отправилась на Волгу, снимали возле Казани и Жигулевских гор, где экспедиционная часть съемок закончилась. Лишь в октябре и ноябре уже на Московском море и канале Москва—Волга успели захватить солнечные денечки и отснять всю необходимую натуру»7.
В киноленте замечен интересный атрибут декорации квартиры, где проживал начальник Управления мелкой кустарной промышленности г. Мелководска Иван Иванович Бывалов (актер Игорь Ильинский). В кадрах фильма можно разглядеть удивительное деревянное кресло с крупными белыми буквами на спинке: «Тише едешь — дальше будешь».
Точно такое же деревянное кресло штучной работы (мастер Павел Ступишин) можно увидеть в книге «Культурное наследие Воткинска»: «Купленный в Воткинске дом по улице Орджоникидзе Павел Дмитриевич украсил чудесной резьбой от наличников до ворот. В доме были настоящие чудеса из дерева: полированные кресла, комод, шифоньер, стол, стулья. Спинка кресла — дуга как от упряжи с надписью: “Тише едешь — дальше будешь”, поручни — топоры, на сиденье — рукавицы, снизу сиденья — зубья. Если его поднять — там настоящая борона»8.
ЛЮБОВЬ ОРЛОВА В ИЖЕВСКЕ
В газете «Удмуртская правда» от 9 января 1946 года была опубликована заметка «Концерт Л. Орловой» с портретом актрисы: «7 января в Ижевском гоcцирке состоялся концерт лауреата Сталинской премии, заслуженной артистки РСФСР Любови Орловой. Артистка исполнила ряд популярных песен из кинофильмов “Цирк”, “Волга-Волга”, “Веселые ребята”, “Светлый путь” и др.
Концерт прошел с большим успехом. В концерте приняли участие также артистка Московской филармонии М. Горская, скрипач В. Федоров и пианист Л. Миронов»9.
Работница Ижевского механического завода Надежда Васильевна Главатских (глухонемая от рождения), вспоминая город своей юности, рассказывала новому изданию Gorod — «журналу о главном в Ижевске», первый номер которого вышел в феврале-марте 2012 года: «На пересечении Горького и Советской, где сейчас ресторан (во времена моей молодости он тоже был), сверху находилась гостиница10. По-моему, в 1959 году, в один из дней мы с папой и братом сидели в ресторане. Нам сказали, что сейчас из гостиницы, которая над нами, выйдет сама Любовь Орлова! Мы тут же выбежали на улицу и стали ее ждать. Орлова вышла: вся такая роскошная, стройная, в брюках модного фасона, — никто таких тогда в Ижевске не носил. Она села в машину и уехала в неизвестном направлении»11.
________________________
1 Культура. 2015. 4–10 дек. (№ 42). С. 12. (Читать статью.)
2 Там же.
3 Центр : ижевский еженедельник. 2014. 24 апр. (№ 17). С. 12. (Читать статью.)
4 Центр : ижевский еженедельник. 2010. 11 февр. (№ 6). С. 29. (Читать статью.)
5 БелМихайБат : [Валентин Белых, Вячеслав Михайлов, Расиф Батыршин]. Ижевск, 2010. С. 23.
6 Православные храмы Удмуртии. Ижевск : Удмуртия, 2000. С. 306.
7 Хорт А. Н. Любовь Орлова. М. : Мол. гвардия, 2007. С. 127. (Жизнь замечательных людей).
8 Ермолаева Н. Ступишины Павел Дмитриевич (1874–1968) и Аркадий Павлович (1897–1982). Столяры-краснодеревщики // Культурное наследие Воткинска. Воткинск ; Ижевск : Парацельс-Принт, 2014. С. 360.
9 Удмуртская правда. 1946. 9 янв. С. 4.
10 Ресторан «Кама», гостиница «Центральная».
11 Gorod. 2012. № 1. С. 38. (Читать статью.)