Рожденный быть художником: Валентин Белых

 

Когда речь заходит о художнике Валентине Белых, перед глазами сразу встают лица удмуртских батыров. И наоборот, представляя внешний облик героических предков удмуртского народа, невольно вспоминаешь работы Валентина Леонидовича. Такая вот неразрывная связь между большой исторической темой и художником, себя ей посвятившим, сделавшим «для удмуртского искусства то же, что Н. Рерих и А. Васнецов для русской культуры рубежа XIX–XX веков»¹.

Член Союза художников России, заслуженный деятель искусств Удмуртии, лауреат Государственной премии УР и Всеудмуртской национальной премии имени Кузебая Герда, В. Л. Белых известен прежде всего как художник неомифологического направления, средствами живописи реконструирующий древнюю историю удмуртов. Речь идет прежде всего о серии картин «Эхо древних удмуртов» (толчком для их создания стала работа в качестве художника-постановщика на съемках первого художественного фильма по удмуртским мифам и легендам «Тень Алангасара») и «Удмуртские батыры». Репродукции этих полотен включены в книгу-альбом «Валентин Белых», презентация которой состоялась на заседании клуба «Край удмуртский» 16 июня этого года.

Всего в книгу вошло 73 репродукции, а также автобиографический очерк «Я и мое искусство», фото из семейного архива и статья известного искусствоведа Валентины Гартиг о творчестве художника. На презентации Валентина Оскаровна отметила, что Валентин Белых – самый масштабный и разноплановый национальный художник, который превосходно изучил историю удмуртов дохристианского периода и так убедительно ее воссоздал.

Вошли в книгу и эскизы театральных декораций. В 1976 году, закончив с отличием театрально-декоративное отделение Казанского художественного училища, Валентин Леонидович получил специальность сценографа. С тех пор театр стал неотъемлемой частью его жизни, а сам В. Л. Белых известен в республике как автор сценографии к многочисленным национальным спектаклям и классическим операм и балетам. Его картины украшают интерьер Национального театра УР. И всё же художнику больше по душе работа над станковыми картинами. По его собственному признанию, в 2005 году он сделал окончательный выбор в пользу живописи.

Валентин Белых чувствует себя свободно в самых различных жанрах. Он пишет пейзажи, в том числе городские, натюрморты, портреты, многофигурные сюжетные композиции. Все присутствующие на презентации говорили об особой энергетике работ художника. Так, его супруга Альбина Николаевна Белых, врач-кардиолог, и ее коллеги по работе авторитетно отмечали благотворное влияние пейзажей Валентина Леонидовича на общее состояние больных и даже реальный лечебный эффект от их просмотра.

Интересны картины философско-притчевого характера. На презентации было представлено несколько новых работ художника, в частности, картина «Летун» – автопортрет-метафора, как определяет ее автор. Деревенский Икар, чудак и романтик, взгромоздившись на бочку, машет самодельными крыльями, стремясь подняться в небо, где в недосягаемой высоте летит стая лебедей. Соседи смеются, охают, крутят пальцами у виска — обывателю никогда не понять того, кто ради высокой мечты готов лишиться последнего лаптя. Многие присутствующие на мероприятии выделили картину «Река жизни» – живописную версию христианской притчи о кресте. Навстречу зрителю движется нескончаемая толпа людей, каждый из которых несет свой крест. Кресты разные по величине и по форме, и несут их все по‑разному. Кто имеет деньги, едет в автомобиле, имеющий власть перекладывает свой крест на первого попавшегося осла. Лишь безгрешное дитя несет в руках воздушный шарик...

Диапазон интересов художника Валентина Белых широк, и, как человек творческий, он творчески подходит к любому делу. Он активный член дебесского землячества имени Г. М. Корепанова-Камского «Байгурезь», в организации которого есть и его заслуга. Пишет и публикует статьи о живописи, и даже подвизается на литературном поприще. Надо отметить, что литературные опыты его интересны и своеобразны (автор прочел гостям мероприятия сказку-быль «Квас и молочко», посвященную любви). Но, конечно, главное для него — ежедневный труд у мольберта. Кредо художника: «Буду стоять ровно столько, сколько соизволит мне Всевышний»².

__________________

¹ Валентин Белых. – Ижевск : Удмуртия, 2011. С. 51.
² Там же. С. 24.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

8 300 посетит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *