«Предметы большого искусства» (И. С. Ефимов об удмуртском художественном творчестве)

 

В номере 8 журнала «Декоративное искусство СССР» за 1959 год (с 1990-го — «Декоративное искусство») была впервые опубликована статья И. С. Ефимова «Чувство прекрасного у народа. Заметки о народном искусстве удмуртов» (читать статью), написанная им в октябре 1930 г. для предполагаемого сборника «Труды этнографической экспедиции Центрального музея народоведения и Вотского областного музея 1930 года». Но издание не было осуществлено, а в свет вышел лишь проспект сборника под названием «Удмурты» (Ижевск ; Москва), изданный в 1931 г. по избранным материалам экспедиции.

Посмертная публикация статьи народного художника РСФСР Ивана Семеновича Ефимова (1878—1959) в журнале «Декоративное искусство СССР» была данью памяти известному русскому скульптору, графику, живописцу, художнику кукольного театра, участнику этнографических экспедиций в Мордовии, Удмуртии, Башкирии.

Богатство впечатлений автора заметок об удмуртском народном искусстве, сопровождаемых собственными зарисовками, так последовательно и красноречиво разобрано им самим, что захотелось дополнить зрительный ряд статьи иллюстрациями из книг, хранящихся в фонде Национальной библиотеки Удмуртской Республики.

По материалам статьи И. С. Ефимова
«Чувство прекрасного у народа. Заметки о народном искусстве удмуртов»
(Декоративное искусство СССР. 1959. № 8. С. 20—21)

 «Необходимо внимательно изучать и пропагандировать народное искусство удмуртов, так как в нем существует несколько весьма примечательных отраслей со специфическими художественными чертами, во многом созвучными нашему времени.
Особенно интересны народная архитектура удмуртов, стекольное производство, обработка дерева и некоторые виды ткачества.
Черты, о которых мне хочется сказать, — это вдумчивое использование материала и исключительное понимание его».

Ворота¹

«Ворота скотного двора, запирающиеся сами собой, под действием своей тяжести, отрегулированы с математической, переходящей в искусство точностью.
Положительно наслаждаешься, открывая и закрывая их с различным усилием и с разных сторон. Предельная точность работы — это то, в чем также заключается сила материальной культуры вообще.
Чувство логики конструкции в различных тесовых воротах доведено здесь до совершенства. Обычная “болезнь” всех деревянных ворот — это то, что они перекашиваются. В Удмуртской области — никогда. Для предотвращения перекоса народный мастер применяет корни ели — прообраз современного металлического крана. <...>
Удмурты — хозяева над деревом, но их архитектура живой природы — это более нужное и глубокое знание, чем европейская подстрижка парков».

 

Изба²

«Деревянную избу удмурта по цельности и строгости архитектуры можно сравнить с итальянским дворцом. Но там строили архитекторы с “именами”, а тут строитель даже не знает, что он велик».

 

Предметы интерьера³

«Изголовье для кровати <...> и другие предметы быта — это изящное изобретательство, которое может существовать только в отстоявшейся культуре, готовой подняться на следующую ступень».

 

Художественное стекло4

«В своем производстве Сюгинский стеклозавод5, находящийся в Удмуртии, имеет много общего со знаменитым стеклянным производством в Венеции на острове Мурано.
Здесь создается фигурное стекло (кони, олени и др.). Формы сюгинского стекла богаче, монументальнее венецианского. Сюгинские кони, олени, фигурные бочонки представляют собой большую ценность, как произведения искусства.
Изделия Сюгинского стеклозавода имеются в Ижевском музее, но они должны находиться и в других музеях страны, не говоря уже о том, что вещи эти имели бы огромный успех на внутреннем и внешнем рынке».

 

Одежда6

«Сделанные из цветной шерсти рукавицы, пояски и оборки говорят о тонком понимании красочных сочетаний в одежде, в костюме в целом. Цвета и пропорции в удмуртской одежде найдены с настоящим колористическим чутьем».

 

Береста7

«Прекрасное понимание материала видно и в многочисленных изделиях из бересты. Коробки, сосуды, музыкальные инструменты (трубы 1—2 м длины) — все это может быть сделано только из бересты, и создано благодаря свойству бересты туго закручиваться, на основе ее качеств — легкости и непроницаемости. Бересте любо было так загнуться, она здесь не насилована, а применена».

* * *

«Чувство материала, понимание, чего “хочет” сам материал, позволяют народному мастеру создавать вещи, предназначенные служить, казалось бы, только утилитарным целям, но приобретающие значение предметов большого искусства».

_____________________

¹ Рисунки И. С. Ефимова.
² Куликов К. И. Возрожденная древность: Народное декоративно-прикладное искусство Удмуртии. Ижевск, 2005. С. 73 ; Климов К. М. Удмуртское народное искусство. Ижевск : Удмуртия, 1988. С. 31.
³ Климов К. М. Указ. соч. С. 32, 34.
4 Судьба по имени завод / авт. -сост. В. Н. Кусков. Можга, 2010. С. 20, 43, 96, 98.
5 Ныне — открытое акционерное общество «Свет» в городе Можге Удмуртской Республики.
6 Лебедева С. Х. Удмурт калык дӥськут = Удмуртская народная одежда = Udmurt folk costume. Ижевск : Удмуртия, 2008. С. 93, 100—101, 172, 177.
7 Климов К. М. Указ. соч. С. 67, 72—73.

3 030 посетит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *