Памятник Ивану Дмитриевичу Пастухову (1887—1918), председателю большевистского Ижевского городского совета, установленный в 1933 году на одноименной площади, — одна из болевых точек в истории города. Он был в числе первых памятников в Советском Союзе, воздвигнутых в честь героических представителей рабочего класса. Увековечение имени 29-летнего пламенного борца за народное счастье и мужественного человека, заживо погребенного после долгих истязаний в дни антибольшевистского восстания, являлось справедливой и оправданной мерой. (Долгое время сохранялся для посетителей и мемориальный деревянный дом многочисленной рабочей семьи Пастуховых — на набережной Ижевского пруда.) И память о нем, казалось, будет вечной...
...Площадь имени Пастухова (административно относилась к Пастуховскому району, позже переименованному в Первомайский), по которой до, во время и после Великой Отечественной войны шли праздничные колонны демонстрантов¹, давно утратила свое название, и сегодня это место в городской речи именуется не иначе как «на углу улиц Советской и Максима Горького». Улица Пастухова (бывший Пуренгов переулок) берет свое начало от улицы Свердлова и через пять кварталов приводит к бойкому месту у перекрестка с Красноармейской, где находятся цирк, автовокзал, Центральный рынок. Во времена, когда идеологический партийный пафос постепенно сходил на нет, горожане среднего поколения (им сейчас чуть более 50-ти) иронично именовали застроенную «хрущобами» улицу Пастухова — Pastuhova Street. Было и такое...
В 1968 году памятник, ставший с течением времени не актуальным, перенесли на улицу Коммунаров. Новое «место прописки», по мнению горожан, снова было неубедительным по своей идее. Однажды в местной радиопередаче «День за днем» ижевская жительница выразила «общее» мнение, что смещенному памятнику Пастухова все-таки не место на перекрестке Коммунаров и Красногеройской (несмотря на «подходящие» названия улиц). «Памятник Пастухову должен стоять на улице Пастухова!» — решительно был дан ответ на вопрос интервьюера из бывшего Дома радио, расположенного неподалеку от памятника. Но памятник «и ныне там». И сейчас с тыльной стороны его, в окружении густых голубых елей, находят удобное для себя пристанище местные алкаши. После них — пустые бутылки, битое стекло, окурки.
Поза Пастухова на обоих местах установки никак не «попадала в яблочко» в топографии Ижевска. Размашистый указующий жест ижевского большевика вошел в городской фольклор: «Иван велит зайти в “Каму” — как не зайти!» (ресторан на улице Советской), «Человек с ружьем штурмует “Блинную” — пора и нам туда же!» (кафе на улице Коммунаров). Обывательские остроты как бы «отодвинули» памятник — трагический знак истории Ижевска на сломе эпох, сопряженный с братоубийственным террором с обеих сторон — и белых и красных. (Равно как и воссозданный Свято-Михайловский собор, воздвигнутый вблизи Мемориала героев революции и Гражданской войны [другое название — Братское кладбище], созданного, в свою очередь, в 1922 году. Там, в братской могиле, и упокоился прах Ивана Дмитриевича Пастухова.)
Памятник Пастухову вошел не только в героическую и идеологическую историю города, но, к прискорбию, и в историю вандализма — «...в начале 21 в. лишился двух декоративных винтовок и двух барельефов, посвященных Ижевскому восстанию»². Ведь памятник И. Д. Пастухову работы И. С. Ефимова отразил и собирательный образ ижевских рабочих первой трети ХХ в. — невысоких, ладно скроенных, коренастых, сильных мужиков. Работа московского скульптора была призвана стать частью неповторимого облика города, его отражением в отдельно взятой героической судьбе одного из руководителей Ижевска.
Автор памятника — известный российский скульптор, график, художник кукольного театра Иван Семенович Ефимов (1878—1959) — знал Удмуртию не понаслышке. Дважды он бывал здесь вместе с женой Ниной Яковлевной Симонович-Ефимовой (1877—1948): в 1922 г. — будучи в поездке по Волге и Каме на агитбарже имени В. И. Ленина в составе коллектива актеров московских и казанских театров, и в 1930—1932 гг. — в этнографической экспедиции по Удмуртии³.
Вероятно, Ивану Ефимову было известно изначально отведенное для памятника место — возле одной из многолюдных проходных исторического Ижевского оружейного и сталеделательного завода. Жест Ивана Пастухова говорил в таком случае сам за себя — за оружие! Но, как это часто бывает, ситуацию «переиграли» и установили памятник в центре города, возле кинотеатра «Колосс»4.
Памятник Пастухову имеет и художественную историю — с внутренней мифологической темой. Повесть в стихах «Ученик Валентина Серова»5 поэта Владимира Емельянова посвящена теме работы скульптора Ивана Ефимова над образом ижевского красного героя Ивана Пастухова.
Задумка рождена была
в предгорьях древнего Урала.
она Ефимова вела,
она Ефимова сжигала.
В Удмуртии, на речке Иж,
в одном из центров Приуралья,
где пылью бронзовый камыш
покрыт,
а небо пахнет сталью,
узнал о Пастухове он
и ощутил с большой тоскою,
что не на шутку потрясен
его трагической судьбою.
Но чтобы в образ воплотить
новорожденную идею,
все, что имеет, положить
художник должен перед нею:
свою любовь,
свою мечту,
все свои знанья,
все уменье,
всю чистоту,
всю красоту,
и весь талант,
и все терпенье...6
__________________________
¹ См. также наш материал «“Старый Дом правительства” (из истории ижевских зданий)» в разделе «Арт-галерея».
² Удмуртская Республика : энциклопедия. Ижевск, 2008. С. 527.
³ Этой теме мы посвятим отдельный материал в блоге «Край удмуртский».
4 Интересно, что буквально «накануне» установки памятника — в 1931—1930 гг. — почти вот с этой же точки жена скульптора Ефимова — художница Нина Симонович-Ефимова написала два живописных полотна — «Красный обоз в Ижевске» (1931) и «Праздничная демонстрация в Ижевске» (1932). См. пост «“Старый Дом правительства” (из истории ижевских зданий)».
5 Емельянов В. И. Ученик Валентина Серова : повесть // Емельянов В. И. Русская зима : новая книга стихов. Ижевск : Удмуртия, 1998. С. 267—305.
6 Там же. С. 279—280.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Юрьев, Михаил. Две судьбы одного памятника // Известия Удмуртской Республики. 2013. 30 апр. С. 11.
Кобзев, Игорь. Пугало властное и беспомощное // День. 2006. 27 апр. С. 20.