Человек с книгой на полотнах Петра Ёлкина

 

Петру Васильевичу Ёлкину, одному из известных современных художников Удмуртии, одинаково подвластны многотрудные классические жанры живописи и графики — портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетно-тематическая картина.

Ученик выдающихся мастеров кисти — академиков живописи, братьев Алексея и Сергея Ткачёвых — Пётр Ёлкин сумел отобразить в своем творчестве неизбывную «соль земли»: и красоту родной природы, и особенности национального быта, и одухотворенные образы своих земляков, в том числе представителей национальной интеллигенции. А путешествуя по миру, художник с симпатией запечатлел типажи зарубежной интеллектуальной элиты.

На отобранных нами портретах точным смысловым атрибутом выступает книга — и как необходимый живой спутник жизни и творчества, и как детище «пишущих» портретируемых — писателей и ученых.

По страницам книги
«Пётр Ёлкин: живопись, графика = Peter Elkin: painter, graphic»
(Ижевск, 2011)

  • «Слушая голос поэта» (с. 29)

На картине: историк Кузьма Куликов, литературный критик Александр Шкляев, журналист Юрий Кедров, художник Пётр Ёлкин, этнограф Владимир Владыкин. На мольберте — неоконченный портрет безвременно ушедшего классика удмуртской поэзии Флора Ивановича Васильева (1934—1978).

«Картина писалась почти сразу после гибели поэта в автомобильной катастрофе. В самой картине почти нет условностей. Всё было так. И пластинка отнюдь не придумана. Действительно, после смерти поэта появился сборник “Река и поле”¹ с вложенной туда пластинкой с голосом поэта. Это было ноу-хау московского издательства “Современник”. Сборник свой поэт не видел, но знал, что вскоре должен выйти. Говорят, что его редактор, уже державшая сигнальный экземпляр в руках, когда узнала о гибели поэта, упала в обморок. Единственное, что было условного в картине, Пётр Васильевич рассадил нас так, как требовал от него его художественный замысел. Петру Васильевичу удалось создать единство настроения собравшихся людей, каждый из которых по-своему переживает настигшую беду <...>
Вслед за этим групповым портретом П. В. Ёлкин решительно перешел на тему творческой, научной и технической интеллигенции»².

  • «Профессор Семён Иванович Ворончихин» (с. 35)
  • «Удмуртский этнограф Владимир Емельянович Владыкин» (с. 37)
  • «Литературный критик Александр Григорьевич Шкляев» (с. 39)
  • «Кандидат филологических наук Василий Иванович Алатырев» (с. 42)
  • «Поэтесса Татьяна Чернова» (с. 48)
  • «Судья Конституционного Суда России Николай Васильевич Витрук» (с. 72)
  • «Заслуженный художник Российской Федерации Михаил Николаевич Изотов, г. Владимир» (с. 73)
  • «Профессор Армин Ейне» («Из альбома по Германии») (с. 93)
  • «Профессор Энико Сий» («Из альбома по Венгрии») (с. 95)

_______________

¹ См. об этом также нашу публикацию в разделе блога «Удмуртия в судьбах» — «Михаил Ромадин — иллюстратор Флора Васильева». Уточнение: на картине «Слушая голос поэта» пластинка — из книги Ф. Васильева «Река и поле» (Москва : Современник, 1978), а на столе лежит другая книга поэта — «Дороги» (Москва : Советская Россия, 1981).
²Шкляев А. Г. Образ времени из линии и цвета // Пётр Ёлкин : живопись, графика = Peter Elkin : painter, graphic. Ижевск, 2011. С. 43—44.

4 024 посетит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *