А. Арзамазов «Марийско-удмуртские поэтические параллели и контрасты. Опыт компаративного прочтения»
thumb image

 

В научной монографии известного российского филолога-исследователя Алексея Андреевича Арзамазова (библиотекари Удмуртии к нему относятся с большой симпатией) сквозь призму сравнительного литературоведения анализируется творчество марийских и удмуртских поэтов в многообразии этнических художественных миротекстов и оригинальных поэтических систем.

В двух больших главах – «Мир литературы мари: поиск традиции, мерцание новизны, зазеркалье перевода» и «Сю пöртэм сюрес... Пути и перекрестья удмуртской поэзии второй половины ХХ – начала XXI столетий» – собраны известные поэтические имена финно-угорской литературной ойкумены:

  • мари – Валентин Колумб, Эврик Анисимов, Гани Гадиатов, Геннадий Ояр, Вячеслав Комаров, Альбертина Иванова, Валентина Изилянова;
  • удмурты – Владимир Романов, Виктор Шибанов, Петр Захаров, Сергей Матвеев, Вячеслав Ар-Серги, Алла Кузнецова, Лариса Орехова, Анастасия Шумилова.

В обстоятельный разбор лирических произведений мастеров марийской и удмуртской словесности выборочно включаются и биографические реалии.

Во вступительной статье «Вместо введения. Ключи компаративистики и литературоведения» доктор филологических наук, профессор А. А. Арзамазов отмечает библиографическую новизну издания:

  • «Данная монография открывает собой серию исследований “Языки и культуры народов Республики Татарстан”, цель которой – приблизить научное сообщество к пониманию феномена цивилизационного перекрестья “большого Поволжья”».

Сам подход к исследованию этнокультурных контактных зон Урало-Поволжья – Республики Марий Эл и Удмуртской Республики – интересен еще и тем, что центром изучения национальных литератур финно-угорских народов волжской (мари) и пермской (удмурты) этнических групп является Казань – столица Республики Татарстан. «Для этого есть все основания, ресурсы, – констатирует автор, – накоплен значительный исторический опыт».

 

Арзамазов, АлексейМарийско-удмуртские поэтические параллели и контрасты. Опыт компаративного прочтения / Федеральный исследовательский центр «Казанский научный центр РАН» ; Камский научный центр Института Татарской энциклопедии и регионоведения АН Республики Татарстан ; Лаборатория многофакторного гуманитарного анализа и когнитивной филологии. – Казань : Изд‑во АН РТ, 2022. – 315 с. – (Языки и культуры народов Республики Татарстан).

 

Автор благодарит писателя, переводчика и полиглота Айрата Ильдусовича Галимзянова за любезно подаренную им книгу Алексея Андреевича Арзамазова «Марийско-удмуртские поэтические параллели и контрасты. Опыт компаративного прочтения», которая будет передана в фонд Национальной библиотеки УР.

 
à propos de...

В связи с «марийской темой» позволю себе включить в публикацию маленькую коллекцию этикеток, упаковок и рекламы с марийскими национальными мотивами, собранную в Татарстане и Удмуртии.

«Вӱд Авá» – безалкогольный среднегазированный напиток с ароматом лимона

  • «Вӱд Авá (Мать Воды) – богиня в марийской мифологии – строго следит за состоянием водоемов и является хозяйкой континентальных водных пространств. Обычно, прежде чем испить воду, просили Вӱд Ава очистить ее от всего злого.
    Мы чтим эти традиции, поэтому, добывая воду, мы очищаем, но не меняем ее состав. Наша гордость – живая вода».

«Легенда Мари» – хлеб заварной с вяленой клюквой и кориандром

       

  • «В давние времена, говорят, хлеб был другой – сытный, ароматный и очень вкусный. В Республике Марий Эл еще сохранились места, где время течет не так быстро, а традиции предков чтут до сих пор. Одно из них – деревня Шоруньжа Моркинского района, родина былинного богатыря Онара. Есть у местных бабушек свои секреты хлебопечения, которыми поделились они с нашими технологами. Оказалось, что у настоящего деревенского хлеба особенная закваска, а тесто выстаивалось долго-долго, да и мука бралась с местной мельницы – не такая, как сейчас, другая, грубого помола.
    Больше 50 вариантов рецептур было сделано на Хлебозаводе № 1, прежде чем получился идеальный результат – такой же, как у шоруньжинских бабушек. Так был возрожден исконный хлеб земли марийской, на котором росли и мужали былинные богатыри. Мы назвали его “Легенда Мари” – хлеб по старинным рецептам».

Мармелад «Тывырдык»: облепиха с водкой

       

Национальная марийская кухня

104 посетит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *