Две страсти – музыка и литература: к 100‑летию композитора Г. А. Корепанова
thumb image

 

20 августа в клубе «Край удмуртский» отметили столетие со дня рождения выдающегося удмуртского композитора Германа Афанасьевича Корепанова: своими воспоминаниями о нем пришли поделиться коллеги, друзья, родные.

Встреча была наполнена удивительной музыкой Германа Афанасьевича, пленяющей одновременно простотой и изяществом. Вечер открыли скрипач Илья Петухов и концертмейстер Эльвира Калабанова, исполнив вторую часть концерта для скрипки с оркестром Г. А. Корепанова 1953 г. (переложение для скрипки и фортепиано автора). Об этом произведении музыковед Ю. Л. Толкач так писал в предисловии к изданию партитуры:

  • «Уже в этом раннем сочинении ощутимы два основополагающих момента творчества Германа Корепанова – щедрый мелодический дар и тонкий лиризм. <...> Произведение строится на претворении народно-жанрового начала. Его музыкальная драматургия связана с сопоставлением песенных и танцевальных тем. <...> Вторая часть концерта является одним из высших лирических откровений Германа Корепанова. Это – своеобразная “Песня без слов”, своим характером напоминающая удмуртские народные лирико-философские песни-размышления».

Действительно, эта музыка навевает воспоминания о свежести пробуждающегося утра в сельской глубинке, дарит светлую радость узнавания родных удмуртских мотивов, а легкость ее восприятия свидетельствует об огромной и скрупулезной работе композитора-творца – чтобы «жизнь переходила в художественное претворение» (Б. Пастернак1).

Самые близкие люди – члены семьи Г. А. Корепанова также особо отмечали данную черту его характера – требовательность к себе. Сын Германа Афанасьевича – композитор Александр Германович Корепанов, говоря об этом, процитировал отрывок из письма Н. В. Гоголя, где русский писатель так определяет свое творческое кредо: «Я могу умереть с голода, но не выдам безрассудного, необдуманного творения»2. Подобная тщательность, выверенность каждой ноты были свойственны и всему творчеству удмуртского композитора.

Благодаря упорному труду и таланту, постоянному самосовершенствованию, Герман Афанасьевич смог осуществить свою мечту – написать оперу. «Наталь» – это не только первая удмуртская опера, заложившая основы удмуртской академической музыки, – в ней в полной мере раскрылась способность композитора писать запоминающиеся мелодии, звучащие естественно и легко, его умение понимать язык музыкального фольклора и вести диалог с ним, создавая на основе народной музыки оригинальные произведения.

Любовь и талант к музыке Г. А. Корепанова передалась по наследству его потомкам3. Сын, Александр Германович Корепанов, заслуженный деятель искусств УР, как композитор внес значительный вклад в развитие симфонической и хоровой музыки Удмуртии. Внучки, дочери А. Г. Корепанова, – пианистки Мария Александровна Павлова и Людмила Александровна Хитрина преподают на фортепианном отделении Республиканского музыкального колледжа. Казанскую консерваторию по классу фортепиано заканчивает Александра Павлова. На вечере представители творческой семьи исполнили фортепианную пьесу Г. А. Корепанова «Голубой конверт» и «Польку» А. Г. Корепанова.

«У отца были две страсти – музыка и литература», – продолжил свои воспоминания А. Г. Корепанов. Он зачитал отрывки из дневников отца и его первые литературные опыты. В 13 лет Герман Корепанов пробовал сочинять роман, писал рассказы и стихи, написал научно-фантастическую поэму «Затерянный мир». А еще он всю жизнь вел дневник.

Литературные способности, несомненно, помогали Герману Афанасьевичу в песенном творчестве: он понимал, как значимы смыслы поэтического текста при написании песни, наряду с мелодией и музыкальной интонацией4. Г. А. Корепанов дружил с поэтами Удмуртии. В творческих тандемах родились такие популярные его песни, как «Мон тодам ваисько» (стихи Ашальчи Оки), «Бусъёсын шобырскизы» (стихи Афанасия Лужанина), «Зарни сӥзьыл» (стихи Степана Широбокова), «Кыӵе шулдыр» (стихи Михаила Петрова), «Паймод, эке» (стихи Гая Сабитова). Близкая дружба и сотрудничество сложились у композитора со С. П. Широбоковым. Поэт жил в селе Дебесы, и друзья постоянно переписывались. Больше всего песен – 50 – написаны Германом Афанасьевичем на слова Степана Павловича.

Герман Афанасьевич собрал большую домашнюю библиотеку. О ней на вечере рассказала младшая дочь – Наталья Корепанова. Наталья Германовна – писатель, психолог, музыкант, автор художественных книг в жанре фэнтези (встреча с ней была организована библиотекой в рамках проекта «Литературная гостиная» в начале этого года). По ее словам, литература всегда оставалась на важном месте для отца. Он читал очень много и книги покупал постоянно, хотя семья жила небогато. Так, в их первой отдельной квартире, в доме номер 15 по улице Советской, было три больших книжных шкафа, а в рабочем кабинете Германа Афанасьевича книги высились рядами на его письменном столе.

Несмотря на скромный семейный бюджет, Герман Афанасьевич всегда находил деньги и на периодические издания и выписывал их до 30 наименований. В том числе всю республиканскую печать (газеты «Удмуртская правда», «Советской Удмуртия», «Комсомолец Удмуртии», литературный журнал «Молот»), основные центральные информационные издания («Известия», «Правда», «Советская Россия», «Труд»), а также издания культурной тематики («Советская культура», «Музыкальная жизнь», «Театральная жизнь», «Советская музыка», «Литературная газета», «Иностранная литература», «Нева»...). Журнал «Огонек» выписывался для того, чтобы приобретать по подписке собрания сочинений. Герман Афанасьевич любил быть в курсе и всех технических новинок, поэтому получал журналы «Наука и жизнь» и «Техника – молодежи». Выписанную периодику успевал читать и просматривать.

В новой трехкомнатной квартире (Советская, 19) Герман Афанасьевич воплотил мечту о настоящей домашней библиотеке – оборудовал стеллажи, которые тянулись от пола до самого потолка, приобрел специальную стремянку. Причем книги стояли на полках не для красоты – отец прочитал их все. Проводя время с младшей дочерью, он любил играть с ней в слова. Случалось часто, что дочь спорила с отцом, утверждая, что такого‑то слова не существует, и Герман Афанасьевич предлагал ей посмотреть в словаре. Благодаря такому «воспитательному приему» дети в семье композитора с раннего возраста приобщались к книгам и чтению.

Выступавшие на вечере отмечали добросердечие и интеллигентность Германа Афанасьевича, его умение поддержать молодых начинающих музыкантов. С благодарностью вспоминали старшего коллегу засл. артист России, народный артист УР Николай Максимович Копысов; засл. деятель искусств, лауреат Госпремии УР, композитор Евгения Владимировна Копысова; засл. деятель искусств УР, лауреат Госпремии УР, член Союза композиторов РФ Юрий Львович Толкач; засл. деятель искусств УР, засл. работник культуры РФ Иван Петрович Шкрабов.

Больше фото – на сайте Национальной библиотеки УР.

 
Подробный рассказ о жизни и творчестве удмуртского композитора, аудиозаписи его музыкальных произведений представлены на виртуальной 3D выставке «Сердце, живущее музыкой: к 100‑летию Г. А. Корепанова». Сотрудники библиотеки подготовили также видеоролик-навигатор к ней.

_____________________

1 Пастернак Б. Люди и положения : автобиографический очерк // Новый мир. 1967. № 1. С. 204.

2 Гоголь Н. В. Письмо С. П. Шевыреву от 28 февр. 1843 г. // Русская литература и фольклор : фундаментальная электронная библиотека. – Текст: электронный. – URL: http://feb-web.ru/feb/gogol/texts/ps0/psc/psc-140- .htm (дата обращения: 25.08.2024).

3 Стрелков, Дмитрий. Музыкальная династия. История о том, как члены одной семьи подарили любимому делу совместно вот уже более 300 лет своей жизни // ИА «Сусанин». 2024. 13 марта. – Текст: электронный. – URL: https://susanin.news/longreads/korepanovy/ (дата обращения: 25.08.2024).

4 Голубкова А. Н., Корепанов А. Г. Творчество Германа Корепанова // Голубкова А. Н., Корепанов А. Г. Творческий путь удмуртского композитора Германа Корепанова в контексте региональной культуры Удмуртии XXI века : учеб. пособие. – Ижевск, 2008. – С. 39–78.

69 посетит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *