«...Сердечный разговор о чем‑то очень важном для всех нас...»
thumb image

 

«Весна... Сыреет, мякнет под ногой податливый снег. В тени – неприкосновенная зима, а на солнцепеке – капель, лужи и первые проталины. Ярче свет, выше солнце, длиннее дни...»1.

Занимательный и познавательный сборник изысканных лирических этюдов о среднерусской природе «Времена года» (1‑е издание –1956; 2‑е издание, дополненное – 1963) Дмитрия Павловича Зуева (1889–1967) был любимым чтением моей мамы, а теперь стал и моим настольным читательским предпочтением.

«Сердечный разговор» – так определил назначение зуевской книги выдающийся писатель и глубокий знаток природы, автор романа «Русский лес» Леонид Максимович Леонов (1899–1994): «Книга эта представляет собой ценное, на мой взгляд, собрание тонких фенологических заметок, несущих радость всякому любителю лесов и лугов наших, сделанных отменным мастером зарисовок и обладателем зоркого глаза. <...> Это сердечный разговор о чем‑то очень важном для всех нас – чтоб жить, работать и делать великое дело», – написал он в предисловии.

Книга «Времена года» составлена Д. П. Зуевым по принципу календаря, но начинающегося, заметим, не с января, а с марта – первого месяца весны, «утра года». Внутри разделов, озаглавленных по названиям месяцев, собраны маленькие новеллы, ко многим из них предпосланы эпиграфы – строки из любимых стихотворений, как, например, из лирики Федора Ивановича Тютчева: «Еще земли печален вид, но воздух уж весною дышит...». «<...> и это художественное, поэтическое восприятие природы составляет основу и сущность его книги», – отметил Леонид Леонов.

     

     

В одной из «мартовских» главок – «Свет и снег» – упоминаются имена утонченных выразителей природы в русском искусстве – художников Исаака Ильича Левитана (1860–1900), его учителя Алексея Кондратьевича Саврасова (1830–1897), композитора Петра Ильича Чайковского (1840–1893), великого уроженца Удмуртии:

  • «В лесу извилистые тени от вершин синеют, как трещины на льду. Каждый, вероятно, хорошо знает картину замечательного русского художника И. И. Левитана “Март”. Вот эти синие тени – любимый мотив ранневесенней живописи художника. Каждая веточка в лесу отбрасывает на яркий снег свою узорную тень, будто заявляет о себе после зимовки. Яркое солнце, величальные песни птиц, тихая арфа капели, левитановские синие тени, саврасовский нежно-голубой воздух – все это первые радости ясных улыбок марта. <...> Голубые мелодии весны вошли в упоительные мотивы “Времен года” П. И. Чайковского».

* * *
Произведения русской пейзажной живописи XIX и XX вв. – картина Исаака Левитана «Март» (1895; Государственная Третьяковская галерея, Москва) и картина известного в Удмуртии, замечательного художника Анатолия Русских2 «Март» (1978) объединены не только идентичными названиями и одинаковыми ракурсами изображенных художественных объектов, но и схожим топографическим мотивом – современным Удомельским городским округом (бывшим Удомельским районом) Тверской области.


И. Левитан «Март» (1895. Холст, масло)


А. Русских «Март» (1978. Картон, масло)

 
Известно, что Левитан написал свой превосходный «Март» в имении Горка, близ озера Удóмля, около уездного города Вышний Волочок Тверской губернии3.

Анатолий Тихонович Русских (1937–2012), уроженец и житель села Новый Мултан Увинского района Удмуртской Республики, в автобиографическом очерке «О моей жизни»4 тепло вспоминал Академическую дачу имени И. Е. Репина – Дом творчества Союза художников России, что в Тверской области:

  • «Творческая дача имени Репина находится недалеко от города Вышний Волочок на высоком берегу реки Мста. Чуть пониже по реке, в двух километрах от дачи, построена плотина, которая основана еще при Петре I. А еще ниже есть озеро Удомля. И край, и окрестности называют Удомельским краем. <...> Во времена Репина побывали здесь Левитан, Степанов, Жуковский, Моравов, Богданов-Бельский, Бялыницкий-Бируля5 и другие художники. Многие из них построили там свои мастерские. Вот в этот край голубых озер я и приехал в первый раз весной 1974 года. Группа была солидная, более 30 человек – со всех концов нашей России. За два месяца творческой работы мы стали друзьями. Я еще знал, что недалеко от дачи, в городе Кувшиново, погиб мой отец. Но посещение могилы отца произойдет позднее. Мы поедем всей семьей в город Кувшиново в майские дни, в День Победы»6.

Отец Анатолия Русских – Тихон Акимович Русских (1910–1941), сержант 238‑го стрелкового полка 186‑й стрелковой дивизии 22‑й армии Калининского (ранее Западного) фронта умер от ран 18 декабря 1941 года в деревне Раменье Кувшиновского района Тверской (ранее Калининской) области на 32‑м году жизни.

   

А вот родной дядя Анатолия, младший брат отца, кадровый офицер, участник боев у озера Хасан (1938) Харлам (Харлампий) Акимович Русских вернулся с Победой домой. Командир роты 20‑го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона 1‑го Украинского фронта, он был участником Сталинградской битвы, сражения на Курской дуге, форсирования Вислы, советско-японской войны. Удостоен звания Герой Советского Союза (28 октября 1943 г.). После окончания Великой Отечественной войны жил и работал в Хабаровске7.

* * *
Картина Анатолия Русских «Март» с узнаваемым, хрестоматийным – левитановским мотивом, возможно, написана художником в Удмуртии, в родном селе Новый Мултан, как и большинство работ мастера, но с благодарной памятью об Удомельском – Тверском крае и о прославившем его великом русском пейзажисте Исааке Ильиче Левитане. Оба живописца на момент создания «мартовских» полотен достигли «возраста акме»: И. Левитану было 40 лет, А. Русских – 41 год.

 

Анатолий Тихонович Русских

 
Репродукции картин А. Т. Русских


Повеяло весной (1981. Картон, масло)


Голубая весна (1996. Холст, масло)


Последний снег (1974. Холст, масло. Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств, Ижевск)


Натюрморт с иконой (1972. Холст, масло)

______________________

1 Зуев Д. П. Времена года / предисл. Л. Леонова. 2‑е изд., доп. – М. : Московский рабочий, 1963. С. 5.

2 Русских Анатолий Тихонович (1937–2012) // Художники Удмуртии, 1920–2015 годы = Удмуртиысь суредасьёс, 1920–2015 аръёс / сост. каталога Е. П. Виноградова и В. О. Гартиг ; автор вступ. ст. В. О. Гартиг. – Ижевск : Удмуртия, 2015. С. 152–153.

     

3 См. об этом: Кац, Лия Исааковна. Первооткрыватель Удомли в живописи // Кац Л. И. Художники в Удомельском крае. – Текст: электронный. – URL: https://info.wikireading.ru/251562 (дата обращения: 15.04.2024).

4 [Русских А.] О моей жизни // Анатолий Русских. – Ижевск : Удмуртия, 2008. С. 47–63.

5 Степанов Алексей Степанович (1858–1923), Жуковский Станислав Юлианович (1873–1944), Моравов Александр Викторович (1878–1951), Богданов-Бельский Николай Петрович (1868–1945), Бялыницкий-Бируля Витольд Каэтанович (1872–1957).

6 Анатолий Русских. – Ижевск : Удмуртия, 2008. С. 54–55.

7 Наши земляки : Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные кавалеры ордена Славы / сост. и авт. текста И. Г. Кулемин, Л. Ф. Сентемова, Р. А. Ислентьева ; худож. А. М. Андрюшкин. – Ижевск : Удмуртия, 1995. – С. 160–161.

   

59 посетит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *