Валентин Белых: найти себя в исторической живописи
thumb image

 

16 апреля в клубе «Край удмуртский» состоялась презентация нового, третьего, авторского альбома народного художника Удмуртии Валентина Леонидовича Белых – «Красота уходящая». В издании представлены его работы, воссоздающие исторический облик городов Удмуртии – Сарапула, Ижевска, Глазова и Воткинска. Художественные очерки для книги написал краевед, заслуженный журналист Удмуртии, писатель Сергей Алексеевич Жилин.

Валентин Белых (род. в 1952 г.) – живописец, график, театральный художник, заслуженный деятель искусств УР. Его работы относятся к реалистическому стилю живописи. Свою творческую индивидуальность художник обрел, одним из первых в республике обратившись к теме удмуртского средневековья1. На встрече Валентин Леонидович рассказал о том, как началось его увлечение исторической живописью.

Первые шаги в этом направлении он сделал в качестве сценографа в театрах Удмуртии. Им созданы декорации к таким постановкам, как опера «Сказка о богатыре Эйдаре, красавице Айно и злом волшебнике Уйпери» Е. Копысовой (1986), спектакль «Эбга» по пьесе П. Захарова (1992) и др. Затем была работа художника-постановщика на съемках первого удмуртского полнометражного художественного фильма «Тень Алангасара» (1994). Увлечение историей удмуртского народа воплотилось в серии живописных работ «Эхо древних удмуртов» (1993–1994) и альбоме графики «Удмурт батыръёс = Удмуртские батыры» (2008), выпущенном в издательстве «Удмуртия».

Новый альбом «Красота уходящая» (2024) развивает историческое направление в творчестве Валентина Белых. Здесь он раскрылся как краевед, обратившись к изображению архитектурных памятников городов нашей республики.

Во время презентации Валентин Леонидович высказал мысль о том, как важно художнику найти свою тему в творчестве, необходимую для того, чтобы авторство его работ было хорошо узнаваемым. «Это не гордыня – это глубочайший интерес. Меня вдохновило творчество мастера исторической реконструкции Аполлинария Васнецова и его серия картин, воссоздающих облик древней Москвы. И я подумал, почему бы не написать серию картин о городах Удмуртии».

А истоки этой идеи следует искать, скорее всего, в Сарапуле – с этим городом связан определенный творческий этап в жизни В. Белых. В 1984 г. он был назначен главным художником Сарапульского драматического театра. «Пока жил в Сарапуле три года, – вспоминал художник, – делал зарисовки улочек, наличников, балконов. Рисовал водосливные трубы, сверху украшенные вензелями и ангелочками, дымоходные колпаки...» Остались и эскизы здания женской гимназии, построенного в 1902–1904‑х гг. по проекту известного архитектора И. А. Чарушина, и рисунки, сделанные на огромной территории Благовещенского женского монастыря, закрытого после революции. «Всё это сидит, сидит в сердце, накапливается, пока в душе не зарождается вдохновение, которое требует выхода».

По словам художника, к созданию эскизов для серии картин о городах Удмуртии он приступил в 2010 г. Некоторые из пейзажных работ были показаны на выставках и вызвали отклик в сердцах зрителей. «Когда начинаешь воссоздавать уникальный исторический облик городов – это вызывает колоссальный интерес», – отметил В. Л. Белых.

Концепция новой книги родилась год назад. Архивные снимки конца XIX – начала XX в. на ее страницах соседствуют с цветными репродукциями. Документальное фото – как основа, фабула – дает толчок к развитию многоуровневого сюжета картины, просмотр которой, в свою очередь, уже будит фантазию, рождает яркие эмоции, трогает струны души.

Вот корабельная верфь начала XX в. на картине «Панорама Воткинского завода». Работа художника отсылает к вековой истории судостроения в Воткинске, о которой теперь помнят немногие2. А ведь на Воткинском заводе было построено более 400 судов, и среди них пассажирские пароходы и морские шхуны, баржи и баркасы, плавучие портовые краны и парусные яхты3. Издавна славился храмами и монастырями город Сарапул. «Золотые купола полутора десятков сарапульских церквей и двух монастырей издалека были видны всякому путешествующему по Каме»4, – пишет в книге «Красота уходящая» Сергей Жилин. И это наглядно изображено на картинах В. Белых «Город Сарапул и река Кама», «Центральная часть города Сарапула. Вид с Камы», «Вид со Старцевой горы. Город Сарапул» и др.

 

Книгу в сотрудничестве с издательством «Удмуртия» и при финансовой поддержке ООО «Районная теплоснабжающая компания» выпустило АНО «Книга Приуралья». На презентации в клубе автора с выходом альбома поздравил директор издательства «Удмуртия» Ю. В. Кузнецов (координатор проекта) и главный редактор Г. Г. Грязев (ответственный за выпуск), директор Национальной библиотеки УР Т. В. Тенсина, искусствовед, преподаватель УдГУ Е. И. Ковычева и другие гости мероприятия.

Больше фото – на сайте Национальной библиотеки УР.

___________________

1 Белых Валентин Леонидович // Многонациональная сценическая культура Удмуртии : энциклопедический справочник. – Ижевск : Монпоражён, 2014. С. 38.

2 См.: Воткинский машиностроительный завод: век судостроения (1847–1945 гг.) / Р. В. Лапшин, Н. В. Митюков, Д. В. Матвеев, А. В. Коробейников. – Ижевск : Иднакар ; Институт компьютерных исследований, 2018. – 432 с.

3 После Гражданской войны судостроение в Воткинском заводе было прекращено. См.: «А. В. Коробейников “Воткинское судостроение и Гражданская война”».

4 Жилин С. А. Не отводя глаз от Сарапула // Белых В. Л. Красота уходящая : [альбом] / Валентин Белых ; текст С. А. Жилина. – Ижевск : Книга Приуралья, 2024. С. 8.

258 посетит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *