Человек с книгой на полотнах Петра Ёлкина

 

Петру Васильевичу Ёлкину, одному из известных современных художников Удмуртии, одинаково подвластны многотрудные классические жанры живописи и графики — портрет, пейзаж, натюрморт, сюжетно-тематическая картина.

Ученик выдающихся мастеров кисти — академиков живописи, братьев Алексея и Сергея Ткачёвых — Пётр Ёлкин сумел отобразить в своем творчестве неизбывную «соль земли»: и красоту родной природы, и особенности национального быта, и одухотворенные образы своих земляков, в том числе представителей национальной интеллигенции. А путешествуя по миру, художник с симпатией запечатлел типажи зарубежной интеллектуальной элиты.

На отобранных нами портретах точным смысловым атрибутом выступает книга — и как необходимый живой спутник жизни и творчества, и как детище «пишущих» портретируемых — писателей и ученых.

По страницам книги
«Пётр Ёлкин: живопись, графика = Peter Elkin: painter, graphic»
(Ижевск, 2011)

 

«Слушая голос поэта» (с. 29)

На картине: историк Кузьма Куликов, литературный критик Александр Шкляев, журналист Юрий Кедров, художник Пётр Ёлкин, этнограф Владимир Владыкин. На мольберте — неоконченный портрет безвременно ушедшего классика удмуртской поэзии Флора Ивановича Васильева (1934—1978).

«Картина писалась почти сразу после гибели поэта в автомобильной катастрофе. В самой картине почти нет условностей. Всё было так. И пластинка отнюдь не придумана. Действительно, после смерти поэта появился сборник “Река и поле”¹ с вложенной туда пластинкой с голосом поэта. Это было ноу-хау московского издательства “Современник”. Сборник свой поэт не видел, но знал, что вскоре должен выйти. Говорят, что его редактор, уже державшая сигнальный экземпляр в руках, когда узнала о гибели поэта, упала в обморок. Единственное, что было условного в картине, Пётр Васильевич рассадил нас так, как требовал от него его художественный замысел. Петру Васильевичу удалось создать единство настроения собравшихся людей, каждый из которых по-своему переживает настигшую беду <...>
Вслед за этим групповым портретом П. В. Ёлкин решительно перешел на тему творческой, научной и технической интеллигенции»².

«Профессор Семён Иванович Ворончихин» (с. 35)

«Удмуртский этнограф Владимир Емельянович Владыкин» (с. 37)

«Литературный критик Александр Григорьевич Шкляев» (с. 39)

«Кандидат филологических наук Василий Иванович Алатырев» (с. 42)

«Поэтесса Татьяна Чернова» (с. 48)

«Судья Конституционного Суда России Николай Васильевич Витрук» (с. 72)

«Заслуженный художник Российской Федерации Михаил Николаевич Изотов, г. Владимир» (с. 73)

«Профессор Армин Ейне» («Из альбома по Германии») (с. 93)

«Профессор Энико Сий» («Из альбома по Венгрии») (с. 95)

_______________

¹ См. об этом также нашу публикацию в разделе блога «Удмуртия в судьбах» — «Михаил Ромадин — иллюстратор Флора Васильева». Уточнение: на картине «Слушая голос поэта» пластинка — из книги Ф. Васильева «Река и поле» (Москва : Современник, 1978), а на столе лежит другая книга поэта — «Дороги» (Москва : Советская Россия, 1981).
²Шкляев А. Г. Образ времени из линии и цвета // Пётр Ёлкин : живопись, графика = Peter Elkin : painter, graphic. Ижевск, 2011. С. 43—44.

Оставить комментарий

 

Частичное или полное копирование информации разрешено только с размещением активной ссылки на сайт udmkrai.unatlib.org.ru © 2011—2016 Все права защищены. НБ УР - Край удмуртский