Музыкальная фамилия: к 70-летию Александра Германовича Корепанова
thumb image

 

13 апреля в клубе «Край удмуртский», заседание которого проходило в Доме дружбы народов, состоялась творческая встреча, приуроченная к 70‑летию засл. деятеля искусств УР, композитора Александра Германовича Корепанова. Мероприятие было организовано Национальной библиотекой УР совместно с Союзом композиторов УР.

С приветствием к Александру Германовичу обратились посетившие творческий вечер министр культуры УР В. М. Соловьев и директор Национальной библиотеки УР Т. В. Тенсина. Татьяна Владимировна, высказав слова признательности герою встречи за участие в мероприятии библиотеки, отметила и знаменательность события — за всю историю клуба «Край удмуртский» это первое заседание с участием профессионального композитора1.

Александр Германович рассказал о своем детстве, родителях, повлиявших на его «музыкальную» судьбу. Саша Корепанов родился 23 апреля2 1951 г. в Ижевске, в семье выдающегося удмуртского композитора, основоположника удмуртской профессиональной музыки Германа Афанасьевича Корепанова. Родители познакомились в музыкальном училище. Мама, Людмила Николаевна, окончила Удмуртский пединститут и некоторое время преподавала в школе английский язык. После появления в Ижевске телевещания перешла на работу в телевизионную студию, где и проработала до пенсии. Людмила Николаевна была человеком активным, творческим, всегда поддерживала мужа и помогала ему, чем могла. Так, когда Герман Афанасьевич приступил к написанию первой удмуртской оперы «Наталь», она участвовала в разработке либретто; написала либретто и к опере «Мятеж». К работе над этой оперой отец привлек уже и сына — тогда еще начинающего композитора, недавнего выпускника консерватории.

 

1. Герман Корепанов с супругой Людмилой (1954). 2. Герман Афанасьевич, Людмила Николаевна и Александр Германович Корепановы во время работы над оперой «Мятеж»3.

Так случилось, что из-за проблем со здоровьем в детстве Александру Германовичу не пришлось посещать музыкальную школу, поэтому — по его словам — учиться в Ижевском музыкальном училище ему было нелегко. Но упорный труд и наследственный талант дали свои результаты. В 1971 г. он закончил музыкальное училище по классу теории музыки, а в 1976 г. — Казанскую государственную консерваторию по классу композиции, имея уже в своем «композиторском багаже» 8 багателей и «Симфоническое скерцо».

После возвращения в Ижевск Александр Германович 25 лет проработал на теоретическом отделении Ижевского музучилища. В разные годы преподавал теорию, сольфеджио, гармонию, музыкальную литературу, музыкальную форму, инструментоведение и инструментовку, полифонию и композицию. В 1997—2012 гг. возглавлял музыкально-театральное отделение Удмуртского госуниверситета.

С 1978 г. А. Г. Корепанов — член Союза композиторов СССР, с 1982‑го — член Музыкального фонда. В 1999—2014 гг. был председателем Союза композиторов Удмуртии. Свидетельство заслуг композитора — звание лауреата Государственной премии УР (1994), лауреата Международного конкурса композиторов в Испании (2002).

Вячеслав Костылев. Александр Германович Корепанов. Бумага, акварель, итальянский карандаш (1997).

Искусствовед М. Г. Хрущева4 (г. Астрахань), не раз писавшая о творчестве А. Г. Корепанова, отмечает, что он «...известный композитор не только в Удмуртской Республике, в регионе Поволжья, но и далеко за их пределами. Его сочинения активно исполняются музыкантами России, но прежде всего в Удмуртии и даже юными музыкантами. В творчестве А. Корепанова при всем разнообразии жанров, помимо сценических произведений (балет, музыка к драматическим спектаклям), хоров, приоритет имеют инструментальные произведения: крупные формы для оркестров разного состава, концерты для солирующих инструментов, отдельные инструментальные пьесы. Много сочинений написано А. Корепановым для фортепиано, в том числе для ансамблей».

Действительно, любимым инструментом композитора «...неизменно выступает фортепиано, для которого написано более шестидесяти произведений. “Фортепиано, — признается Александр Германович, — это замечательный инструмент, возможности которого безграничны — хочется писать и писать для него. Конечно, на мое творчество повлияло и то, что в семье у меня — одни пианисты: жена, Тамара Ювенальевна, — пианистка, обе дочери — пианистки. Жена время от времени просит написать пьесы для одного или двух фортепиано для своих учеников. Интерес к созданию фортепианных ансамблей заключается в том, что по сравнению с одним инструментом здесь значительно больше возможностей в смысле инструментовки, богатства фактуры, возможностей воплотить интересные образные задачи”»5.

На вечере в исполнении засл. артистки УР М. А. Павловой и преподавателя концертмейстерского класса Республиканского музыкального колледжа Л. А. Хитриной прозвучало несколько фортепианных произведений А. Г. Корепанова, а также переложения произведений Г. А. Корепанова для фортепиано в четыре руки. Музыка А. Корепанова звучала на встрече также в исполнении засл. работника культуры УР Г. С. Рузманова (домра)6.

Еще одно важное направление деятельности Александра Германовича — изучение, пропаганда и увековечение имени и музыкального наследия его отца. К этому он пришел не сразу, но «постепенно осознал, что родиться в семье гениального композитора не столько гордость, сколько ответственность». Как отмечает этномузыковед, д-р искусствоведения Ирина Муртазовна Нуриева (г. Ижевск), Александр Германович «...совершил настоящий подвиг, отредактировав, набрав на компьютере ноты и издав клавир и партитуру оперы “Наталь”, партитуры 1‑й и 2‑й симфонии, клавир и партитуру скрипичного концерта, всё фортепианное наследие, а также все произведения для скрипки и фортепиано Германа Афанасьевича Корепанова. Таким образом, к 90‑летнему юбилею классика удмуртской профессиональной музыки были опубликованы самые значительные его произведения. Немало сил Александр Германович вложил в подготовку и проведение Всероссийской научной конференции, посвященной этому юбилею, благодаря которой началось новое осмысление произведений Германа Афанасьевича. <...> Вершиной этой никогда не прерываемой духовной связи с отцом стало создание Государственного Гимна Удмуртской Республики — одной из редких удач в области музыкальной геральдистики вообще, написанного на основе замечательной песни Г. А. Корепанова “Родной Кам шурмы” (“Родная Кама-река”)»7.

Совместно с А. Н. Голубковой А. Г. Корепанов выпустил книгу об отце — «Творческий путь удмуртского композитора Г. А. Корепанова в контексте музыкальной культуры Удмуртии XXI века» (2008) и сборник воспоминаний современников о нем — «Мон тодам ваисько» («Я тебя вспоминаю») (2014).

Высокую оценку общественной и творческой, музыкальной деятельности А. Г. Корепанова дал на вечере его давний друг и коллега — композитор и музыковед Юрий Львович Толкач. Он высказал пожелание, чтобы этот вечер, подаривший его участникам возможность живого общения с классиком, стал стартом к празднованию юбилея Александра Германовича и новым интересным встречам с ним.

Организаторы заседания клуба подготовили выездную книжную выставку «Музыкальная фамилия: Александру Германовичу Корепанову — 70 лет», на которой были представлены издания и публикации о композиторе и его семье, ноты и записи его музыкальных произведений, книги о Германе Афанасьевиче Корепанове.

________________

1 Дата творческого вечера символично совпала с датой памяти отца А. Г. Корепанова — композитора Германа Афанасьевича Корепанова (1924—1985). По мнению Александра Германовича, именно отец повлиял на выбор его профессионального пути.

2 Примечательно, что Александр Германович родился в один день со своим любимым композитором — С. С. Прокофьевым и в день основания Союза композиторов СССР.

3 Фото из статьи «Первые удмуртские оперы и их создатель Герман Корепанов» (URL: https://a.udmurt.media/articles/obshchestvo/68613/).

4 Маргарита Геннадиевна Хрущева, канд. искуствовед., проф. Астраханской государственной консерватории (академии). Цит. ее статья «О камерной симфонии Александра Корепанова» (URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-kamernoy-simfonii-aleksandra-korepanova).

5 Цит. по: И. М. Нуриева «Путь в мир музыки. Александру Германовичу Корепанову — 65 лет!» (URL: https://cyberleninka.ru/article/n/put-v-mir-muzyki-aleksandru-germanovichu-korepanovu-65-let).

6 Записи музыкальных произведений А. Г. Корепанова доступны в Национальной электронной библиотеке УР (переход в НЭБ по следующей ссылке).

7 И. М. Нуриева «Путь в мир музыки. Александру Германовичу Корепанову — 65 лет!».

637 посетит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *