Очередная, сразу привлекающая внимание книга театроведа Анны Яковлевны Евсеевой «Из сокровищницы души. Очерки и эссе о деятелях культуры и театрального искусства Удмуртии», недавно вышедшая в ижевском частном издательстве «Монпоражён», начинается с прекрасно исполненной обложки. Ее автор — известный удмуртский график Василий Геннадьевич Мустаев, известный иллюстратор детского журнала «Кизили» («Звездочка») и книг для детей.
...В руках актеров — мифологическая нить жизни, смотанная в клубок истории (и праистории) удмуртского народа, тайну души которого приоткрывает классический театр. Его символы — маски трагедии и комедии, напоминающие о древнегреческих истоках, прячутся в складках театрального занавеса.
Высокий дух
Бродячего актерства,
Как прежде,
Вызывает на помост,
Театра муза
С греческим упорством
Ждет искреннего —
Смеха или слез...1
Эта замечательная книга не только о театре, но и о театральной семье Перевощиковых, которая неотделима от истории удмуртского драматического театра, а также о профессиональном становлении самого автора книги. В биографии заслуженного работника культуры Удмуртской Республики, члена Союза журналистов России Анны Яковлевны Евсеевой — высококлассного педагога Удмуртского республиканского культурно-просветительного училища (ныне — Колледж культуры) и известного театрального деятеля Удмуртии — была еще одна профессия — библиотечная.
В книге впервые опубликована фотография из личного архива автора, на которой юная Анечка Перевощикова (Евсеева), недавняя выпускница Ижевского библиотечного техникума, выдает книгу читателю. Когда я сказала Анне Яковлевне, что она выдавала том из собрания сочинений И. В. Сталина, она очень удивилась. А потом рассмеялась и вспомнила: да, так и было. И подпись под снимком соответствующая: «А. Перевощикова — библиотекарь в парткабинете Первомайского РК ВКП(б) при заводоуправлении Ижевского механического завода. 1952 г.»2.
Анна Яковлевна с подкупающей искренностью пишет о своей первой в жизни профессии: «Моими читателями были в основном инженерно-технические работники заводоуправления — люди образованные, интересующиеся самыми разными вопросами. Я их стеснялась, особенно молодых людей. Объяснялось это просто: я училась в женской школе с раздельным обучением, а студентками нашего библиотечного техникума были почти одни девушки — опыта общения с юношами у меня практически не было. <...>
В соответствии с требованиями времени в заводоуправлении была своя комсомольская организация. Я всегда была общительным человеком, легко сходилась с людьми. Мы, комсомольцы, быстро сдружились, начали организовывать концерты художественной самодеятельности, молодежные вечера, конкурсы, привлекая молодежь.
Работать было интересно, но мне хотелось учиться»3.
Через год Анна Перевощикова стала студенткой Удмуртского государственного педагогического института, но любовь к библиотечной работе осталась у нее навсегда. Среди выпускников культпросветучилища, где она преподавала русскую и советскую литературу, было немало студенток библиотечного отделения.
...Этот трогательный, бережный жест на фотоснимке — из рук в руки — удивительно «рифмуется» с обложкой новой познавательной и очень доброй книги.
Еще хотелось бы отметить, что в названиях всей своеобразной театральной «трилогии» А. Я. Евсеевой — ее книг «Память сердца» (1991), «С любовью к театру» (2006), «Из сокровищницы души» (2016) — звучит высокая лирическая и ностальгическая нота. «Бессмысленно спорить, хуже или лучше стал наш театр. Главное — он жив. С его сцены все так же звучат голоса актеров и отдаются эхом в памяти тех, кто знал театр, любил и, несмотря ни на что, по-прежнему любит его и сегодня...»4.
_________________
1 Стихотворение Леонида Шумского, опубликованное в «Комсомольской правде», записано по памяти.
2 Евсеева А. Я. Из сокровищницы души : очерки и эссе о деятелях культуры и театрального искусства Удмуртии. Ижевск : Монпоржён, 2016. С. 78.
3 Там же. С. 78—79.
4 Там же. С. 3.