Презентация УМК по удмуртскому литературному чтению для начальных классов

 

28 октября на заседании клуба «Край удмуртский» состоялась презентация учебно-методического комплекса (УМК) по удмуртскому литературному чтению для начальных классов (авторы — И. Ф. Тимирзянова и Т. С. Иванова).

В мероприятии, организованном Центром национальной и краеведческой литературы и библиографии НБ УР и Научно-исследовательским институтом национального образования (НИИНО) УР, приняли участие представители Министерства национальной политики УР, Всеудмуртской ассоциации «Удмурт кенеш», Института развития образования УР, преподаватели и студенты Удмуртского госуниверситета, ученые-филологи, писатели, журналисты, редакторы издательства, представители творческой интеллигенции, постоянные члены клуба.

Вела заседание канд. филол. наук, зам. директора НИИНО УР Вера Григорьевна Пантелеева. Она подчеркнула значимость проводимой встречи, на которой будут детально представлены новейшие разработки института. Преподавание по этим учебникам в начальных классах только начинается — еще не во все школы республики поступила, например, «Книга для чтения» в 4-м классе. Символично и то, что мероприятие проходит в Год литературы, хотя подобные встречи в клубе стали уже плановыми. Так, в марте 2013 года здесь проходила презентация УМК «Ӟеч-а, бур-а, удмурт кыл!» («Здравствуй, удмуртский язык!»). В 2015 году два автора учебников этой серии — Н. П. Боталова и Ю. Т. Байтерякова — были отмечены за свою работу Государственной премией УР. Об этом рассказала в своем выступлении директор НИИНО УР, канд. пед. наук Надеждаvar link = document.getElementById ('link2736');link.onclick = function (){document.location = link.getAttribute ('href');} Ивановна Ураськина.

«Хорошо, что презентация новых учебников проходит именно в библиотеке — здесь с ними могут познакомиться читатели разных категорий, — отметила Надежда Ивановна. — Над созданием новой серии УМК работали ученые Удмуртского госуниверситета, Института развития образования УР, авторы. Только благодаря слаженной совместной работе большого коллектива можно сделать по-настоящему творческую работу, увидеть продукт своего труда. Хотя нельзя не учитывать и труд предшественников — наработки прежних авторов тоже не должны забываться». Н. А. Ураськина поблагодарила и других специалистов, без которых невозможен выход в свет таких изданий, как учебники, — редакторов и художников издательства «Удмуртия», журналистов, учителей. Отдельная благодарность за поддержку прозвучала в адрес ассоциации «Удмурт кенеш».

О работе над новым УМК для начальных классов по предмету «Литературное чтение на удмуртском языке», принципах построения программы курса рассказала ст. преподаватель кафедры удмуртской филологии и национальных языков Института развития образования УР Ирина Федоровна Тимирзянова. (На встречу, к сожалению, не смогла приехать ее соавтор — преподаватель Можгинского педколледжа им. Т. Борисова Татьяна Сергеевна Иванова, заслуженный работник народного образования УР, отличник народного просвещения РФ, лауреат удмуртской национальной премии имени Ашальчи Оки.)

В целом учебники соответствуют всем требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепция построения учебников состоит в том, что представленный в них курс интегрирует два основных направления в обучении языка и литературы: изучение литературно-художественных произведений на удмуртском языке и освоение речевых, в том числе коммуникативно-речевых, навыков и умений. В круг детского чтения вводятся произведения удмуртского фольклора, произведения удмуртских и русских классиков, а также произведения татарской, чувашской, финно-угорской литературы, удмуртская детская периодика (газета «Ӟечбур!», журналы «Кизили» и «Муш», книжка для малышей в научно-методическом журнале «Вордскем кыл»). Содержание учебников для 1—2-го классов строится традиционно по календарно-тематическому принципу. Далее круг чтения расширяется и углубляется по мере развития читательских способностей детей, их знаний об окружающем мире. Постепенно формируется библиографическая культура учаvar link = document.getElementById ('link2736');link.onclick = function (){documentvar link = document.getElementById ('link2736');link.onclick = function (){document.location = link.getAttribute ('href');} .location = link.getAttribute ('href');} щихся. В 4-м классе проходит знакомство с историей возникновения и развития удмуртской детской литературы: в учебнике приводятся краткие данные о писателях и их фото, дети учатся соотносить текст с автором. Тексты сопровождаются репродукциями удмуртских художников.

Опытом практической работы с новыми учебниками на уроках в начальных классах Верхнеженвайской НОШ (структурное подразделение Среднепостольской СОШ Завьяловского р-на) поделилась учитель Людмила Семеновна Кузнецова. Школа является инновационной площадкой для апробации комплекса по литературному чтению, поэтому Людмила Семеновна знакомилась с учебниками еще на стадии рукописи. Ею составлены контрольно-измерительные материалы по оценке знаний детей, таким образом, она является одним из полноправных авторов УМК.

О работе над электронными учебниками «Лыдӟон книга», которые можно будет использовать как мобильное приложение, о проблемах, с которыми пришлось столкнуться при их разработке и создании, рассказала ведущий научный сотрудник НИИНО УР, канд. филол. наук Людмила Васильевна Бусыгина. Демонстрируя отдельные фрагменты электронного издания, она прокомментировала, какие преимущества, по сравнению с аналоговой версией, оно имеет, какие виды практических упражнений смогут выполнять учащиеся при работе с ним и т. д.

О преемственности в процессе разработки учебников и учебников-хрестоматий по удмуртской литературе для среднего и старшего звена, их концептуальной основе и обновлении содержания рассказала канд. пед. наук, доц. кафедры удмуртской литературы и литератур народов России УдГУ Любовь Петровна Федорова.

Вице-президент Всеудмуртской ассоциации «Удмурт кенеш» Татьяна Витальевна Ишматова пожелала создателям новых учебников, чтобы они были востребованы, и в первую очередь самими учащимися. «Только при слаженной работе всех общественных институтов, семьи и школы можно побудить детей изучать родной язык. И это повседневная кропотливая работа. Но даже если сегодня ребенок не говорит на родном языке, со временем он все-таки проникнется своей сопричастностью к удмуртскости. И в подспорье ему будут вот эти красочные и богатые по содержанию учебники», — сказала в заключение Татьяна Витальевна.

Презентацию сопровождала книжная выставка «Удмурт литература но школа кусыпъёс» («Удмуртская литература в современной школе»), подробный обзор которой сделала главный библиотекарь Центра национальной и краеведческой литературы и библиографии НБ УР Светлана Аркадьевна Вордакова. Кроме учебников, в экспозицию были включены статьи из научных сборников, авторы которых прослеживают этапы становления методики преподавания удмуртской литературы, анализируют конкретные учебные пособия, процесс разработки удмуртской учебной литературы в целом (И. Ф. Тимирзянова «Улонлэсь куронъёссэ чакласа» / «По требованиям времени»; Н. И. Ураськина «О некоторых аспектах разработки учебников регионального и этнокультурного содержания на современном этапе»; С. Т. Арекеева «Становление методики преподавания удмуртской литературы в школе»; Л. П. Федорова «Развитие методики преподавания удмуртской литературы в школе. 1941—2000 гг.» и т. д.).

2 620 посетит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *