28 марта, на первом в 2013 году заседании клуба «Край удмуртский», прошла презентация учебно-методического комплекса (УМК) для русскоязычных учащихся 1—5 классов общеобразовательных школ «Ӟеч-а, бур-а, удмурт кыл!» («Здравствуй, удмуртский язык!»). Авторы комплекса — сотрудники Научно-исследовательского института национального образования Удмуртской Республики Н. П. Боталова, Б. Е. Боталов, Н. А. Главатских, Е. В. Перевозчикова, Е. В. Фазлеева.
В презентации приняли участие авторы УМК и другие сотрудники НИИ национального образования (НИИНО), специалисты Министерства образования УР и Института повышения квалификации и переподготовки работников образования (ИПКиПРО) Удмуртской Республики, учителя — слушатели курсов повышения квалификации и учителя-практики школ городов Ижевска и Можги, использующие УМК в своей работе, члены Всеудмуртской ассоциации «Удмурт кенеш», писатели, редакторы национальных периодических изданий, сотрудники издательства «Удмуртия», журналисты, члены клуба.
Вела заседание клуба заместитель директора НИИНО УР, кандидат филологических и педагогических наук Вера Григорьевна Пантелеева.
Участников мероприятия приветствовала директор НИИНО УР, кандидат педагогических наук Надежда Ивановна Ураськина. Она рассказала о предыстории создания учебно-методического комплекса и поделилась планами на будущее: сегодня уже есть готовые рукописи учебников для 6 и 7 классов, идет активная работа по подготовке УМК для 8 и 9 классов. Надежда Ивановна отметила необыкновенную сложность работы авторов-составителей учебников и трудности в подготовки таких специалистов, выразила признательность учителям-практикам за поддержку и внедрение новых учебно-методических комплексов в образовательный процесс.
Автор УМК для 1—4 классов (для 4 класса — совместно с Е. В. Перевозчиковой) — старший научный сотрудник НИИНО УР Надежда Прохоровна Боталова познакомила аудиторию с особенностями линии «Ӟеч-а, бур-а, удмурт кыл!» и рассказала, какой путь прошли учебники от идеи их создания до школьной парты. Задумка разработать учебные пособия такого плана возникла в годы работы учителем удмуртского языка и литературы в Юбилейной средней школе Завьяловского района, куда Надежда Прохоровна была направлена по распределению после окончания удмуртского отделения филологического факультета Удмуртского госуниверситета в 1984 г. Обрусевшим детям было сложно овладевать программой, рассчитанной на носителей удмуртского языка, и однажды, присутствуя в качестве завуча на уроках английского языка, Надежда Прохоровна подумала, что вполне возможно и удмуртский язык преподавать как иностранный, интересно и увлекательно. Все присутствующие на презентации учителя, повышающие квалификацию в ИПКиПРО (а их на мероприятии было немало — 22 педагога из Игринского, Малопургинского, Кизнерского, Шарканского, Увинского, Завьяловского, Сарапульского, Юкаменского районов, городов Ижевска и Можги, с. Малая Пурга, пос. Игра), подтвердили занимательность нового учебно-методического комплекса, отметили красочность оформления книг и актуальность их содержания, разнообразие форм работы (чтение, письмо, аудирование, работа в паре и т. д.). В комплект, кроме учебника, входит рабочая тетрадь и электронное приложение для занятий детей и родителей дома, в помощь педагогу издано методическое пособие и программа работы по УМК. Эти несомненные плюсы привлекательны не только для детей, но и для педагогов и родителей.
Зинаида Никандровна Касаткина, педагог МБОУ СОШ № 5 г. Можги рассказала о работе экспериментальной площадки по апробации УМК «Ӟеч-а, бур-а, удмурт кыл!» на базе своей школы, а Наталья Захаровна Ручкина, учитель можгинской средней школы № 1 поделилась собственным опытом преподавания по этому методическому комплексу. В завершение выступления можгинских педагогов руководитель методического объединения учителей удмуртского языка г. Можги Людмила Сагидзяновна Шутова поблагодарила Надежду Прохоровну Боталову и Надежду Ивановну Ураськину за подготовку и выпуск учебно-методического комплекса «Ӟеч-а, бур-а, удмурт кыл!» и вручила им благодарственные письма от Управления образования Администрации г. Можги за многолетнее сотрудничество в области преподавания удмуртского языка в образовательных учреждениях города.
Сотрудники издательства «Удмуртия», выпустившего в свет все издания УМК (редакторы-корректоры Татьяна Васильевна Воронова, Тамара Алексеевна Пояркова, художественный редактор Юрий Николаевич Лобанов), отметили, что работа над учебниками серии сочетала в себе одновременно и большую радость, и большую ответственность; вспоминали, как Н. П. Боталова советовала каждому подходить к своей работе спокойно и легко, чтобы этот настрой передался потом в образовательном процессе учащимся. В конце выступления было высказано пожелание данной серии многих переизданий и выражена надежда на то, что еще не одно поколение детей будет изучать родную речь по этому УМК, а удмуртский язык никогда не окажется в ряду забытых или исчезнувших.
Мероприятие украсил своим выступлением фольклорный театр «Дэмдор»: учащиеся 6-х класса ижевской гимназии № 56 сыграли сценку «Тол суредъес» («Зимние зарисовки») по рассказу Г. Перевозчикова, включенному в учебник «Ӟеч-а, бур-а, удмурт кыл!» для 5 класса. Учащиеся 2 класса средней школы № 5 г. Можги исполнили несколько детских песен на удмуртском языке.
Присутствующие на презентации сотрудники детского журнала «Кизили» и газеты «Ӟечбур» выразили благодарность авторам УМК за включение в содержание учебников материалов по публикациям этих периодических изданий, а также за воспитание читателей, а может быть, и будущих юнкоров национальных СМИ для детей и юношества.
Главный редактор журнала «Кизили» Ульфат Шайхутдинович Бадретдинов отметил, что Н. П. Боталова, являясь членом редколлегии издания, вносит интересные предложения в работу над его выпусками, а кроме того, обладая несомненным литературным талантом, пишет неплохие стихи для детей и, возможно, в скором времени произведения поэтессы Боталовой смогут дойти до читателя отдельной книгой. Всё это имеет вполне определенную закономерность: когда творческое начало заложено в человеке с юности, прорастая, оно реализуется во многих областях его дальнейших профессиональных и духовных интересов. В этом смысле примечателен тот факт, что несколько человек, присутствующих на мероприятии (авторы-составители, редакторы и другие специалисты, причастные к созданию серии учебников «Ӟеч-а, бур-а, удмурт кыл!» и работающие над ее продолжением в настоящее время), в студенческие годы были активными участниками фольклорно-этнографического ансамбля УдГУ «Чипчирган», который — и это уже общеизвестно — способствовал становлению многих представителей творческой интеллигенции в самых разных областях искусства и культуры Удмуртии. На презентации бывшие участники «Чипчиргана» в живой импровизации исполнили несколько композиций из репертуара ансамбля прошлых лет.