«Удмурт»-пасечник на автолитографии Н. Симонович-Ефимовой

 

Порхает бабочка над склонами,
И кашка медом зацвела,
И над лугами, вновь зелеными,
Летит заботливо пчела.

Иван Новиков

В главе «Мое описание моей жизни как художницы» из «Автобиографических записок» Нины Яковлевны Симонович-Ефимовой (1877—1948) есть откровенное признание о детских подступах к всеохватному собственному творчеству, а также о раннем проявлении максималистского характера сильной, волевой и выносливой женщины: «Хочется, когда я вижу в цирке наездницу — быть наездницей. Хочется, когда я в деревне — вести хозяйство хорошо. Вижу в заповедном лесу воров — преследую их до самого огорода, где они спрятали в конопле краденое дерево. Слышу хорошего скрипача — начинаю учиться на скрипке — годами. На рояли. Вижу театр петрушек — начинаю “ходить с петрушками” — на года. Ни лесные воры, ни лошади не размозжили почему-то мне головы, петрушечье ремесло тоже ко мне милостиво...» (Симонович-Ефимова Н. Я. Записки художника. М., 1982. С. 23).

Жизненная формула: «Хочется, когда я в деревне — вести хозяйство хорошо» — нашла визуальное воплощение в автолитографии — иллюстрации к книге Ивана Алексеевича Новикова (1877—1959) «Пчелка-мохнатка», вышедшей в 1927 году. К сожалению, ни в собраниях сочинений, ни в избранных изданиях И. А. Новикова текст познавательной книжки для детей не был опубликован. Хотя известно, что в период 1920-х годов Иван Алексеевич плодотворно трудился на ниве детской литературы.

Рисунок Нины Симонович-Ефимовой, несомненно, этнографичен. Пасека, инвентарь пчеловода, лапти на пасечнике, даже ключ на подпоясанной рубашке — атрибуты многогранного крестьянского быта — в графическом произведении переданы с подробностью бытописателя. В лице пчеловода угадываются удмуртские черты. И кажется даже, что рыжий цвет волос удмуртского крестьянина отливает в черно-белой графике солнечной позолотой.

В 1922 г. супруги Ефимовы (муж Нины Яковлевны — скульптор Иван Семенович Ефимов) с маленьким сыном Андрианом были в Удмуртии, в частности, в Сарапуле. И где бы ни бывали истинные художники, они оба, внимательные к бытовым деталям, наблюдали и достоверно передавали в своих произведениях национальный крестьянский уклад — будь то русских на Тамбовщине, мордвы в Поволжье, удмуртов в Приуралье.

3 185 посетит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *