27 сентября в клубе «Край удмуртский» прошла презентация новой книги Е. Е. Загребина «Гомась шунды» («Пылающее солнце»). На мероприятии, приуроченном к юбилею автора (4 июля 2012 года писатель отметил свое 75‑летие), присутствовали преподаватели УдГУ, сотрудники Финно-угорского научно-образовательного центра гуманитарных технологий, члены Союза писателей Удмуртии, главные редакторы национальных изданий, журналисты, друзья Егора Егоровича.
Юбилею прозаика, драматурга, публициста, народного писателя Удмуртии, заслуженного деятеля искусств УР, заслуженного работника культуры РФ, председателя Союза писателей УР была посвящена также книжная выставка «Талант, признанный народом. К 75‑летию Е. Е. Загребина», сопровождающая презентацию. Первый раздел выставки представил произведения Егора Загребина (пьесы «Настя и Степан», «Ошмес», «Портрет»; сборники рассказов «Лесные голоса», «Гроздья рябины»; очерки и публикации в республиканской периодике и др.), второй — критико-биографические материалы о его жизни и творчестве (работы А. Г. Шкляева, Т. И. Зайцевой, П. К. Чернова, З. А. Богомоловой и др. авторов).
Открыла заседание клуба заведующая отделом краеведческой и финно-угорской литературы Татьяна Васильевна Николаева, предоставившая слово для приветствия директору Национальной библиотеки УР Галине Гавриловне Калининой. От лица всей библиотеки, с которой Е. Е. Загребина связывает многолетнее сотрудничество, Г. Г. Калинина тепло поздравила юбиляра и преподнесла в подарок альбомное издание «Два века славы: ижевское оружие».
Ведущая презентации — доктор филологических наук Анна Сергеевна Зуева — по поручению чувашских коллег (в июне месяце, приглашенная Национальной библиотеки Чувашской Республики, она приняла участие в презентации книги о народном писатели Чувашии Михаиле Николаевиче Юхме, будучи руководителем и автором проекта этого издания) вручила Е. Е. Загребину поздравительную грамоту от Общества чувашской культуры и Союза писателей Чувашии.
А. С. Зуева отметила значимость происходящей юбилейной встречи. Егор Загребин — лидер удмуртской литературы, активно действующий писатель и драматург. Актер по образованию, он обладает удивительным свойством «менять маски», что не могло не сказаться на разнообразии его творчества. Е. Загребин — автор рассказов, повестей и очерков как для взрослых, так и для детей (многие из его детских произведений вошли в школьную программу), один из тех драматургов, которому одинаково подвластны жанры трагедии, комедии и драмы и чьи пьесы сценически востребованы. Так, новый театральный сезон Государственного национального театра Удмуртской Республики открывается премьерой спектакля «Мусое мынам, мусое...» («Милая моя...») по одноименной пьесе Е. Загребина.
Вышедший в издательстве «Удмуртия» буквально накануне презентации, сборник «Гомась шунды» составили статьи Е. Загребина из национальных периодических изданий («Инвожо», «Удмурт дунне», «Кенеш» и др.) 1990‑х и 2000‑х годов. По мнению А. С. Зуевой, появление этой книги само по себе событие неординарное, потому что демонстрирует новое качество удмуртской литературы, которая стала злободневно-публицистичной и уже не боится поднимать острые проблемы — будь то национальные, социальные, политические, проблемы литературы и культуры. Жанр статей, вошедших в сборник, Анна Сергеевна определила как публицистические заметки с элементами очерка и полемики.
Очерками-размышлениями исповедальной тональности назвал публикации Е. Загребина доктор филологических наук Василий Михайлович Ванюшев. Не разделив мнение ведущей о том, что удмуртская литература созрела до поднятия острополитических тем, В. М. Ванюшев сказал: «Это далеко не так, к сожалению. И поднимает далеко не литература. Но здесь, в данной книге, зерна этого есть, и довольно значительные. Я очень рад, что такая книга появилась. Егор Егорович — человек, болеющий за правду, нравственность, родной язык, культуру, и эта его боль идет во все стороны, даже в сторону читателей. Люди у нас не активны. Острые загребинские публикации проходили, но не поддерживались ни писателями, ни читателями». Обратив внимание аудитории на первую статью в сборнике (единственную раннюю, датированную 1958‑м годом), В. М. Ванюшев отметил, насколько ее тема — репертуарная политика, подготовка музыкальных и драматических коллективов — актуальна и по сей день («Схвачено то, что болит до сих пор»). В заключение выступающим было высказано пожелание в адрес главной удмуртской газеты — «Удмурт дунне» — всячески поддерживать активных авторов, небезучастных к жизни общества граждан, инициировав обсуждение их публикаций в специальной колонке или рубрике.
Выступление В. М. Ванюшева, затронувшее всех присутствующих, перешло в общий разговор о незаурядной личности автора новой книги, его гражданской позиции. Открыто полемизировать с известными политиками, крупными чиновниками в прямом диалоге и на страницах газет (в новую книгу вошли подобные публикации) решится не каждый. («Это очень редкое качество среди удмуртов. Мы тащим за собой родовую психологию: боялись наши предки — боимся и мы. Боимся сказать — а что потом будет? если не нам, так нашим детям, внукам», — с горечью заметила А. С. Зуева.) И это тоже отличительная черта автора: его взгляды и мнение не расходятся с его словами и делами.
О теме «этнос-культура-литература», которая также прослеживается в книге Е. Загребина, говорили на презентации доктор филологических наук Иван Васильевич Тараканов и главный редактор журнала «Кенеш» Петр Васильевич Куликов.
Интересную мысль высказал народный художник Удмуртии Петр Васильевич Елкин. Образ любого крупного писателя был бы неполным без его гражданской ипостаси. Ответ на извечный вопрос: «С кем вы, деятели культуры?» — не менее, чем для самого художника слова, важен для почитателей его таланта. В этом смысле «...для любого удмуртского читателя, кем бы они ни был, особо значительно мнение известных писателей, деятелей культуры. Я думаю, что подобные книги очень полезны для школьников, для студенчества — как ориентир жизненных ценностей и приоритетов. Но это накладывает и огромную ответственность на пишущего», — сказал Петр Васильевич.
Своими первыми литературоведческими наблюдениями над книгой поделился с присутствующими доцент УдГУ Виктор Леонидович Шибанов. Печатавшиеся в разное время в разных изданиях, эти очерки, собранные воедино, удивительным образом составили единое гармоничное целое (а может быть, и явили новый жанр, еще не известный исследователям), требующее сложного, глубокого интертекстуального анализа.
Как о новом слове в публицистике, отозвалась о книге кандидат филологических наук, проректор ИПКиПРО УР Светлана Леонидовна Скобкарева, отметив в ней пафос небезразличия, любви к жизни, высокий эмоциональный тон, а также и в целом феномен Загребина-прозаика — присутствие публицистического посыла во многих его художественных произведениях (например, в рассказе «Красная тряпка»).
Поздравить коллегу с выходом новой книги на презентацию пришли: писатель-юморист Рашид Хайдар, поэты Семен Карпов и Василий Глушков, подарившие юбиляру свои поэтические посвящения, от театрального цеха — актер и режиссер Александр Блинов. В качестве своеобразного «творческого отчета» Александр Андреевич вручил Е. Е. Загребину программку спектакля «Рубеж», который он поставил в московском театре им. Маяковского по пьесе саранского драматурга А. И. Пудина. Атмосфера праздника и приподнятости, царившая в конце мероприятии, не помешала Егору Егоровичу тут же обратить внимание присутствующих на абсурдность ситуации — когда талантливый, опытный режиссер и актер вынужден «скитаться» по театрам страны, потому что в родной республике ему не нашлось места. Как знать, может быть, именно в эту минуту рождался сюжет для нового загребинского очерка?..