Я всегда интересовался прошлым своего завода. Его далеко не заурядная, даже выдающаяся производственная биография, трудная и сложная общественная жизнь и судьба людей — энергичных, умелых, работоспособных,
безусловно, заслуживала внимания...
И. А. Добровольский
Книга Игоря Анатольевича Добровольского (1911—1994) «Воткинский завод на рубеже эпох (заметки конструктора)» (Воткинск, 1999) посвящена творческому труду, соотнесенному со старым и новым историческим фоном — предреволюционным тридцатилетием, Февральской и Октябрьской революциями 1917 года, эсеро-меньшевистским восстанием в августе 1918 года, Гражданской войной, первыми пятилетками.
«Вызывает удивление широта диапазона и техническая сложность продукции тех лет: паровозы различных типов, морские и речные суда — пассажирские сухогрузы, нефтеналивные, суда технического флота. Железнодорожные мосты, паровые котлы и машины, якорное производство. Стальное и чугунное литье, производство артиллерийских снарядов, поковки, прокат, сельскохозяйственные машины». В 1930-е годы завод освоил выпуск экскаваторов, тяжелых железнодорожных кранов.
И. А. Добровольский — проникновенный исследователь и эмоциональный, интересный рассказчик, человек высочайшей культуры — показывает читателю масштабность завода, атмосферу исторической обстановки, биографии людей.
Герои его документального повествования — люди разных политических взглядов и классовой принадлежности посреди трагических обстоятельств истории — в трудовой, созидательной деятельности утверждали себя как личности, они были внутренне цельными, им было присуще чувство самоуважения за высокое, взыскательное мастерство. Рабочие, мастера, конструкторы, техники, чертежники, горные начальники (руководители) четко осознавали уникальный профиль своего предприятия и создавали высокую репутацию старому Воткинскому казенному заводу.
Автор заметок, и сам отдавший Воткинскому машиностроительному заводу много лет жизни, имел широкий круг постоянных интересов: история техники и промышленности, история заводов, история России, краеведение, архивоведение. По прочтении его прекрасно написанной книги всё яснее становится понимание значимости для дореволюционной России единственного в своем роде предприятия, занявшего достойное место и в новейшей истории оборонной промышленности страны.
Игорь Добровольский описывает и быт старого Воткинска, и заслуживающие внимания пристрастия его жителей. Город был по-своему красив: «В Воткинске в те годы наблюдалось увлечение парусным спортом: имелся яхт-клуб, строилось много любительских судов для заводского пруда и для Камы, было немало походов по Каме на парусных лодках и яхтах, проводились соревнования на пруду и на Каме. Душой этого дела был барон Владимир Шталь, работавший в судовом чертежном бюро около 10 лет, до 1914 года. Он был из прибалтийских немцев, бывший морской офицер, конструктор яхт и большой любитель парусного спорта...». В те же годы, умением профессиональных инженеров, в Воткинске появились первые парусные буеры, ходившие по льду Воткинского пруда, и первые моторные лодки.
Одновременно многочисленные конструкторы-любители разрабатывали в своих домашних мастерских разнообразные металлические и деревянные лодки, а также двигатели к ним. «При конструировании двигателей для этих лодок они делились на два лагеря. Одни строили двигатели внутреннего сгорания — керосиновые, бензиновые, нефтяные, другие же — исключительно паровые установки... Первенство среди любителей — строителей двигателей внутреннего сгорания, бесспорно, принадлежит в Воткинске Федору Ивановичу Миронову, старшему мастеру паровозного цеха... Его чертежами пользовались многие любители. В годы первых пятилеток и в военные годы можно было видеть немало тех и других двигателей на лодках на пруду и на Каме. Они использовались рыбаками для перевозки дров, сена и других материалов, тем самым много сберегли сил у людей в трудные годы. Эти “мироновские” лодочные двигатели безотказно работали до середины 50-х гг. ХХ века, когда отечественная промышленность наладила выпуск подвесных лодочных двигателей».
Также в свободное время воткинцы занимались судовым моделированием: «В музее завода, а также у некоторых жителей Воткинска, имелись прекрасно исполненные модели судов и судовых машин воткинской постройки. Большая часть этих моделей строилась любителями в домашних условиях, порой по многу лет...». Это были высококачественные уменьшенные копии парохода «Азия», паровой машины морской шхуны «Президент Крюгер», двухцилиндровая машина земснаряда «Сергей Шубинский» и другие.
Интересен взгляд на заводской Воткинск со стороны — глазами приезжих, хорошо осведомленных о работе предприятия.
Инженер-путеец, известный прозаик Николай Георгиевич Гарин-Михайловский участвовал в постройке железнодорожного моста воткинского производства через реку Обь в 1893—1897 гг. в Ново-Николаевске, впоследствии Новосибирске. С началом строительства Транссибирской железнодорожной магистрали воткинскими специалистами были построены «мосты через Каму в Перми, через Иртыш в Омске, гигантский мост через Амур в Хабаровске... Он был спроектирован профессором Л. Д. Проскуряковым, имел 18 пролетов и общую длину 2600 метров. Это был величайший мост в России... Кроме этих мостов, завод построил много других на Волго-Вятской, Рязано-Уральской, Кругобайкальской железных дорогах». Можно с большой долей вероятности предположить, что герои-инженеры из произведений Н. Г. Гарина-Михайловского, которые «постоянно находились на местах установок мостов», — рассказ «Вариант», путевые очерки «По Западной Сибири», «По земле Сибири», — несут в себе частичку биографий воткинских инженеров.
«В 1935—37 гг. в Воткинск несколько раз приезжал профессор Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта Евгений Ипполитович Мокршицкий, который в те годы писал труд, посвященный столетию железных дорог и паровозостроения в России». В книге И. А. Добровольского «Воткинский завод на рубеже эпох» приведены конспекты лекций Е. И. Мокршицкого по истории воткинского паровозостроения. Профессор, в знак благодарности, прочел их «в конструкторском отделе завода, в клубе ИТР и в техникуме, дав очень высокую оценку со стороны качества и долговечности воткинских паровозов».
В июне 1939 года инженеры Воткинского завода были откомандированы на Северный Урал, на места работы золотодобывающих драг. На камской пристани Галёво они сели на пароход воткинского производства «Память Вахитова». На группу заводских конструкторов, в составе которой был и автор книги Игорь Добровольский, обратил внимание один из пассажиров и первым начал разговор. Это был писатель Алексей Николаевич Толстой. «Оказалось, что А. Н. Толстой дважды бывал в Воткинске — в 1925 и 1927 гг. Мы убедились, что он хорошо знаком с историей Гражданской войны на Урале, с Ижевско-Воткинскими событиями 1918—1919 гг., с историей Ижевско-Воткинской дивизии, с эмиграцией населения Воткинска. Мы были в недоумении, откуда ему так подробно всё известно о Воткинске? Он объяснил, что в его творческих планах было написание романа о Воткинске, его судьбе и людях в 1918—20-х годах... Драматичная и необычайная судьба рабочих и интеллигенции Воткинска в те годы представляла большой интерес, как сказал А. Н. Толстой, для писателя, историка, психолога революционного движения. Особенно Алексей Николаевич интересовался и расспрашивал нас о людях Воткинска, таких, как протоиерей П. Н. Луппов, горный начальник П. А. Троян, П. М. Обухов, Н. Г. Славянов, генерал В. Н. Смирнов, Е. Г. Коткова, О. Д. Серебряков. Много интересовался он работой клубов, общественной жизнью, деятельностью партий. Сделал записи с наших слов. К счастью, среди нашей воткинской группы, встретившейся с Алексеем Николаевичем, были люди, знавшие недалекое прошлое Воткинска, имевшие возможность ответить на его вопросы, чем он остался весьма доволен».
В своей книге Игорь Анатольевич Добровольский рассказывает о некоторых специалистах Воткинского завода как о выдающихся конструкторах: «Захар Васильевич Сумароков, работал с 1903 по 1919 гг. Техник-механик. Выдающийся воткинский конструктор по судовым корпусам и судовой механике... Николай Александрович Наугольных, работал с 1903 по 1911 гг. Практик, не имевший специального образования. Выдающийся русский конструктор по речным судам... Всеволод Павлович Станишевский, работал с 1910 по 1918 гг. и с 1925 по 1937 гг. Бывший судовой механик, защитивший в 1914 г. экстерном диплом техника. Выдающийся воткинский конструктор, начальник чертежного бюро...». В числе основных специалистов по российскому мостостроению был воткинский инженер-технолог, «весьма богатый человек» Павел Иосифович Лаппа-Старженецкий, проработавший на заводе с 1906 по 1918 годы. После 1918 года эмигрировал из России. «Он строил мосты в Китае, Манчжурии и других странах Азии. В СССР он не вернулся».
Заметки конструктора И. А. Добровольского «Воткинский завод на рубеже эпох» можно читать и перечитывать заново даже человеку, далекому от техники. За строкой замечательной книги встают люди, творившие в провинции. Старая высококлассная техническая интеллигенция, сделавшая имя, марку Воткинскому машиностроительному заводу, достойна благодарной памяти потомков.