«И сердце просило свободы, свободы!..»
(О Ларисе Чемодановой и Сергее Синегубе)

 

На телеканале «Культура» время от времени показывают художественный фильм «Нас венчали не в церкви» (Мосфильм, 1982; режиссер Борис Токарев, авторы сценария Александр Свободин и Натан Эйдельман, оператор Николай Немоляев, в главных ролях — актеры Наталья Вавилова и Александр Галибин). Семейная история революционеров-народников Ларисы Чемодановой (1855—1923) и Сергея Синегуба (1851—1907), овеянная ореолом романтики (фиктивный брак по конспиративным соображениям, а после — глубокая взаимная любовь), отражена в нем вдумчиво и тонко.

Контрастно отснятый фон играет в фильме особую смысловую роль. Первый фон — Санкт-Петербург. Но неповторимая — воздушная — городская среда блистательной столицы Российской империи отсутствует в киноповествовании. Рядом существовал иной Петербург: темные, с опущенными шторами, с тусклыми лампами конспиративные квартиры, наподобие той, какую изобразил художник-передвижник Владимир Маковский в знаменитой многофигурной картине «Вечеринка» (1875—1897).

В таких квартирах представителей революционно настроенной интеллигенции собирались нелегальные кружки политического самообразования — с целью подготовки кадров для революционной борьбы и просветительской работы среди неграмотных. Петербургский кружок «Большое общество пропаганды», в который в 1873 году вступила, вырвавшись из родительского плена, дочь священника и выпускница Вятского епархиального женского училища Лариса Васильевна Чемоданова, и показан в кинокартине.

Другой фон — живописная провинциальная Россия. В объективе кинокамеры — красота русского пейзажа: цветение садов, первые летние грозы, бескрайнее поле в духе шишкинских полотен¹. Место действия — большое село, куда и прибыл под видом «жениха» потомственный дворянин, сын помещика Екатеринославской губернии, студент Санкт-Петербургского технологического института, поэт и активный член нелегального кружка «Большое общество пропаганды» Сергей Силыч Синегуб.

Прообразом художественного пространства местности, где жила «невеста» Лариса Чемоданова, является село Ухтым Глазовского уезда Вятской губернии. «Название происходит от татарского слова “утым” (значит “любимое”), слово “утым” созвучно удмуртскому “утын” (“граница”). Речка Ухтымка в XVII в. была границей между удмуртскими и русскими селениями»². В настоящее время село Ухтым входит в состав Богородского района Кировской области.

Образ родной местности и дома своей возлюбленной Сергей Синегуб запечатлел в стихотворении «Ты знаешь ли, милый, до встречи с тобою...», впервые опубликованном в 1877 году в журнале «Из-за решетки», издававшемся в Женеве. В нем передано мироощущение серьезной и мечтательной «тургеневской девушки»:

...
Нависли на небе свинцовые тучи,
Соседняя роща печально шумит,
А в поле открытом свирепо царит,
Порывисто мечется ветер могучий.
...
Но тучи промчатся; расстаться так жаль
Мне с молнией, с ветром, с ударами грома,
Чтоб снова под кровлей постылого дома
Встречать лишь обыденной жизни печаль.
А отчий мой дом, как тюремные своды,
Давил мою душу... Работал мой ум,
Роилось в нем много пленительных дум,
И сердце просило свободы, свободы!
На подвиг рвалась моя сила, как рвется
Измученный узник из душной тюрьмы
В открытое поле, из тягостной тьмы —
Под чистое небо, где солнце смеется!..³

Лариса Чемоданова с детства мечтала полностью отдать себя борьбе за народное счастье. «Уже тогда ей запомнились курные крестьянские избы, крытые соломой, с маленькими оконцами, затянутые наполовину тряпками. Особенно поражал и даже пугал девочку вид крестьян-удмуртов, одетых как нищие, с красными от трахомы глазами»4.

В юности красивая, высокая, статная девушка была членом нелегального кружка при Вятском епархиальном женском училище. Большую роль в становлении личности Ларисы сыграла педагог училища и классная дама Анна Дмитриевна Кувшинская5 (1851—1909), впоследствии вошедшая в петербургский кружок «Большое общество пропаганды». По ее инициативе и была придумана встреча «жениха» и «невесты», которые до этого не знали друг друга.

А. Д. Кувшинская была женой вятского революционера-народника, издателя, библиографа-краеведа Николая Аполлоновича Чарушина (1851—1937), старшего брата вятского губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина (1862—1945), автора проектов Свято-Михайловского собора и Успенской церкви в городе Ижевске. Николай Чарушин, будучи студентом Технологического института, также был активным членом «Большого общества пропаганды». Этот народнический кружок, в который входили супруги Синегубы и супруги Чарушины, носил и другое название — «чайковцы» — по фамилии политического деятеля, уроженца Вятки Николая Васильевича Чайковского (1850—1926).

...В Сибири, в семье каторжан, а затем вольных поселенцев Ларисы и Сергея Синегубов выросло десять детей: 5 сыновей и 5 дочерей. «Любопытно, что в ней оказались представители чуть ли не всех сословий России. Старший сын Сергей, родившийся еще до лишения Сергея Силыча “всех прав и званий”, числился по метрическим записям как сын дворянина. Анатолий и Евгений оказались записанными как дети ссыльного каторжного, Наталья — дочерью ссыльного поселенца, Лев и Владимир — сыновьями крестьянина, так как после отбывания срока каторги Синегуба зачислили в это сословие, позднее он перешел в разряд мещан, и дочери Лидия, Лариса, Мария и Александра числились детьми мещанина. Сама Лариса Васильевна, как дочь священника, относилась к духовному званию. Друзья в шутку говорили Синегубам, что в их семье недостает только купца»6.

Супружеской чете вместе пришлось пережить смерть четверых детей: ушли из жизни 17-летний Сергей, 15-летняя Наталья, 4-летняя Сашенька. В 1904 году в русско-японской войне погиб второй сын Анатолий.

Трагическая участь четвертого сына, выпускника Петербургского университета Льва Синегуба, состоявшего в боевом «летучем» отряде эсеров-максималистов, отражена в «Рассказе о семи повешенных» Леонида Андреева, написанном в 1908 году — по следам смертной казни 17 февраля 1908 года. Лариса Васильевна стойко перенесла и этот удар судьбы — после недавней кончины мужа осенью 1907 года.

Сергей Силыч Синегуб и Лариса Васильевна Чемоданова-Синегуб были похоронены в Томске, оставив по себе добрую память в Сибири, Вятке, Твери, Санкт-Петербурге, Москве.

_________________

1 Художник-передвижник И. И. Шишкин (1832—1898) также был уроженцем Вятской губернии (г. Елабуга).
2 Энциклопедия земли Вятской. Киров, 2002. Т. 1. Кн. 2. Села. Деревни. С. 79.
3 Вольная русская поэзия второй половины XIX века. Л., 1959. С. 318—319.
4 Шулепов Н. П., Пономарев В. Ф. Лариса Чемоданова. Киров, 1989. С. 14.
5 В роли Анны Кувшинской в фильме «Нас венчали не в церкви» снималась жена режиссера Бориса Токарева — актриса Людмила Гладунко.
6 Шулепов Н. П. Указ. соч. С. 86—87.

 

9 588 посетит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *