Н. Г. Пономарев. Ижевский фотопортрет

 

Потомственный¹ профессиональный ижевский фотограф Николай Глебович Пономарев (1882—1930) по праву считается мастером кабинетного (студийного) фотопортрета. Этот жанр художественной фотографии является одним из интереснейших явлений городской художественной и бытовой культуры, наглядной иллюстрацией из истории повседневной жизни населения Ижевска.

В портретной фотосъемке конца 1920-х годов отразились веяния новой советской эпохи (чекисты в застывших позах в фуражках с красной звездочкой; ухоженные жены «спецов» в туалетах с модными «нэпманскими» деталями; мужчины и мальчики в рубашках-толстовках²). В фотографиях Пономарева отображено и стремление к поэтизации прежнего уклада в традициях изобразительного искусства рубежа 19—20-го веков (стилизованный под старину фон, отдельные романтизированные образы нарядно одетых людей, в том числе детей, которые перекликаются с известными живописными и графическими произведениями).

Н. Г. Пономарев составил для коллег-фотографов краткое руководство под названием «13 заповедей». Одна из них звучит так: «У снимка зритель задержится ровно настолько, насколько задержит его сам снимок»³.

В портретном наследии с наибольшей силой проявился талант «несравненного фотографа», как называли его горожане. Николай Глебович Пономарев нашел свою неповторимую интонацию художественного осмысления темы городского человека, который тщательно готовился к визиту в фотоателье, чтобы запечатлеть себя на «долгую» память. А нам, потомкам, в наследство достался достоверный отпечаток истории Ижевска конца 1920-х годов.

Фотографии работы Н. Г. Пономарева предоставлены из частного собрания коллекционера А. В. Новикова; семейные фото — из домашнего архива И. Г. Абуговой.

__________________
¹ Фотографами также были отец Глеб Васильевич, старший брат Василий Глебович, дочь Ольга Николаевна Пономаревы.

² Название «толстовка» связано с именем Л. Н. Толстого, который носил рубашку особого покроя «под ремешок». «Популярность толстовки после 1917 года объяснялась не обилием последователей Толстого в эти годы, а тем, что в первые послереволюционные годы обычный мужской костюм воспринимался враждебно. Выработался особый стиль одеваться, для которого толстовка была сочтена наиболее демократичной. Толстовка исчезла из обихода в середине 1930-х годов» (Кирсанова Р. М. Костюм в русской художественной культуре XVIII — первой половины XX в. : (опыт энцикл.). М., 1995. С. 276—278).

³ Новиков А. В. Золотой ларец : книга для чтения по истории и краеведению. Ижевск, 1999. С. 64.

 

НИКОЛАЙ ГЛЕБОВИЧ ПОНОМАРЕВ
Фото из семейного альбома. Реклама ижевской фотостудии «Люкс»

1. Портрет — почтовая открытка. Послана из Ижевска (на штампе: Ижевский завод. 25.11.13) в Сарапул сестре Екатерине Глебовне Крайлиной с поздравлением с днем ангела. 1913 г.

2. Свадебное фото. Кабинетный портрет. Б. г.

3. Семейное фото. Н. Г. Пономарев с супругой Агнией Максимовной Коврижниковой. Б. г.

4, 5. С племянником (слева) Павлом Ивановичем Сергеевым (сын сестры Агнии Максимовны — Надежды Максимовны), врачом-педиатром. Б. г.

6. Подпись на обороте: «Снимался 17/Х 28 г Ижевск Отп. 18/ХII 30 г»

7—9. Реклама фотостудии «Люкс» в «Удмуртском календаре» за 1923 год.

10. Фирменный штамп фотостудии Н. Г. Пономарева на обороте фотокарточек.

ФОТО Н. Г. ПОНОМАРЕВА

Портреты

Пары

Групповые и семейные фото

Дети

 

4 105 посетит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *