«Призреть — дать кому-нибудь приют и пропитание» (С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка). Это старинное русское слово уместно вспомнить в преддверии Всемирного дня ребенка, который во многих странах проводится 20 ноября. По предложению Генеральной Ассамблеи ООН он может отмечаться государствами и в другие дни, но его единая цель — привлечение внимания к положению детей и улучшение их благополучия.
Принципы государственной ответственности за подготовку детей к полноценной жизни в обществе, их воспитание и образование, меры опеки над детьми-сиротами складывались в России веками и имеют свою историю. В качестве примера можно привести деятельность на территории России Ольгинских детских приютов. Образцом для устройства и развития подобных учреждений послужил Петербургский Ольгинский детский приют трудолюбия, созданный в 1895 г. по повелению императора Николая II в ознаменование рождения дочери — великой княжны Ольги Николаевны («...учредить на собственные средства в ближайших окрестностях Санкт-Петербурга особое убежище для призрения детей обоего пола, остающихся в столице без призора и пристанища»)¹.
К 1910 году в России существовало 36 Ольгинских приютов. Одним из них был Ольгинский детский приют трудолюбия Ижевско-Нагорной волости Сарапульского уезда Вятской губернии, созданный 11 апреля 1896 года. В отделе редких и ценных документов хранится уникальный устав данного учреждения. Этому подлинному изданию исполнилось 110 лет.
Устав состоит из 26 параграфов, в которых подробно описываются цели учреждения приюта, средства по его содержанию, условия приема и воспитания детей, а также другие финансовые и организационные моменты.
Основная цель создания приюта — сделать из круглых сирот и детей преступников честных, трудолюбивых людей, «знающих ремесло и какую-либо отрасль хозяйства». Детей здесь обучали грамоте, земледельческим, преимущественно огородным, работам и несложным ремеслам. Воспитанники по возможности выполняли и все домашние работы. Приюту предоставлялось право брать заказы и продавать изделия своих мастерских. Согласно уставу, дети принимались в возрасте: мальчики от 2 до 12, а девочки от 2 до 10 лет. Девочкам было позволено оставаться в приюте лишь до 14 лет, в то время как мальчики оставались в нем вплоть до 16 лет. По достижении этого возраста дети распределялись по учебным заведениям и мастерским для продолжения ремесленного или научного образования.
При приюте был создан совет, избираемый волостным сходом сроком на три года. В разное время в совете председательствовали П. М. Савостьянов и А. А. Певцов — управляющие Ижевскими оружейным и сталеделательным заводами, Л. Н. Дубницкая — жена А. Г. Дубницкого, также возглавлявшего эти заводы².
Здание Ольгинского приюта сохранилось в Ижевске по сей день (ул. Советская 22 б). Сейчас в нем располагается Дом детского творчества Первомайского района.
_________________
¹ А. Н. Андреева. Ольгинские детские приюты трудолюбия (Санкт-Петербург: энциклопедия).
² Памятная книжка Вятской губернии и календарь на [...] — Вятка, 1906—1916.