Знаки владения – вне зависимости от их видов (ярлыки, художественные экслибрисы, штампы...) – значительно пополняют наши представления о книжной культуре края. Свой вклад в их изучение вносит и Национальная библиотека Удмуртии. Примером тому служат последние исследования сотрудников отдела редких и ценных документов с целью выявления в фонде отдела изданий с владельческими знаками, в тексте которых упоминаются имена представителей Дома Романовых1. К таковым относятся, в частности, книги со штампами, в которых фигурирует имя великого князя Алексея Александровича, четвертого сына императора Александра II, – книги, некогда принадлежавшие Сарапульскому Алексеевскому реальному училищу.
Это учебное заведение – одно из первых в Российской империи реальных училищ2 – открылось в 1873 г. по ходатайству земской управы. В то время активно развивающийся Сарапул особенно нуждался в специалистах технической направленности.
Уже осенью после открытия училища очередная сессия земского собрания вышла с ходатайством в правительство о разрешении присвоить Сарапульскому реальному училищу имени великого князя Алексея Александровича – в память о его посещении проездом г. Сарапула. Ходатайство было отклонено «вследствие недостаточного обеспечения в средствах к существованию реального училища». Земству пришлось приложить немало усилий, чтоб выполнить необходимые условия.
Вся информация об открытии учебного заведения, о дальнейших событиях, связанных с его наименованием, исчерпывающе изложена в важнейшем историческом источнике, изданном самим Сарапульским уездным земством, – это двухтомный «Сборник постановлений Сарапульского уездного земского собрания очередных и чрезвычайных сессий 1867–1881 гг.» (Вятка, 1903).
Из материалов первого тома мы узнаем о ходатайстве на выделение средств на содержание училища из государственной казны, о выделении пособий для штатных работников, о назначении стипендий учащимся, выделении мест в общежитии и др. С повестки дня почти не снимался вопрос о помещениях для учебного заведения. Земству приходилось решать этот вопрос с владельцами домов – например, договариваться о выселении двух питейных заведений, расположенных в одном здании с училищем, и даже о приспособлении для учебных классов здания больницы. Летом 1876 г. помещение реального училища, наряду с прочими зданиями, полностью сгорело. Погибло почти всё имущество, в том числе и библиотека, в связи с чем последовали ходатайства в Казанский учебный округ и в губернское земство о финансовой поддержке, а также решение о займе у частных лиц на шестимесячный срок. Кроме того, ввиду затруднительного финансового положения, последовало земское ходатайство о принятии реального училища в полном его составе в ведомство министерства народного просвещения «с ежегодною приплатою 10 т. руб. от земства», что и осуществилось в 1879 г.
Вскоре после этого земское собрание вновь начало официальные хлопоты по наименованию училища Алексеевским, которые увенчались на этот раз успехом: «...13‑го января 1881 г. воспоследовало Высочайшее соизволение на присвоение Сарапульскому реальному училищу наименования: “Сарапульское Его Императорского Высочества Великого Князя Алексея Александровича Реальное Училище” и принятие этого училища под Высокое покровительство Его Высочества». Об этом мы читает на страницах еще одного важнейшего источника – «Краткой исторической записки о Сарапульском Алексеевском реальном училище (с 1878 по 1894 г. включительно)» (Сарапул, 1896. – 56 с.), в которой ее автор – преподаватель Николай Андреевич Орлов знакомит читателей с историей училища в первое двадцатилетие его деятельности.
В это издание с отдельным титульным листом и пагинацией (нумерацией страниц) включен также «Отчет о состоянии Сарапульского Алексеевского реального училища за 1894 год», составленный Константином Климентовичем Десницким – на то время директором училища.
В обеих частях издания авторы не могли обойти своим вниманием одну из важных составляющих учебного заведения – библиотеку. Первоначально ее собирали, что называется, всем миром. Старые издания поступили из бывшей городской библиотеки, открытой еще в 1835 г. (позже городская и земская библиотеки слились в одну3). На формирование училищной библиотеки поступали средства по подписке, пожертвования горожан, книги от частных лиц, отбором которых занимался сам Николай Андреевич Орлов. Кроме того, пишет автор исторической записки, книги посылали и различные учреждения: «Императорская Академия Наук и Русское Географическое общество определили высылать в библиотеку свои труды бесплатно; затем, в следствие предложения г. Попечителя Казанского Учебного Округа, в училищную библиотеку были пожертвованы дубликаты книг из Оренбургской, Пермской, Нижегородской и 2-й Казанской гимназий».
В результате было сформировано три книжных фонда. К 1895 г. фундаментальная библиотека училища содержала 2451 название (4513 томов) преимущественно научной литературы по изучаемым дисциплинам, ученическая – 955 названий (1651 томов), собрание учебников для выдачи во временное пользование беднейшим ученикам – более 450 названий. В своем отчете – в части, касающейся жизни реалистов в общежитии, – К. К. Десницкий также упоминает библиотеку: «Вечера перед праздниками большинство учеников проводит за чтением книг, взятых из ученической библиотеки училища».
Педагогический совет уделял большое внимание как формированию училищного библиотечного фонда, составлению списков книг для обязательного и дополнительного чтения, так и отслеживанию чтения реалистов, о чем свидетельствует еще один отчет, составленный Н. А. Орловым в 1910 г. Текст его опубликован на страницах современного издания, вышедшего в серии «Память Сарапула: культурный проект. Музейные реликвии», – «Сарапульское Алексеевское реальное училище» (Сарапул, 2018). В отчете не обойдено вниманием и состояние библиотеки, в пополнении которой принимало участие Общество вспомоществования недостаточным учащимся реального училища и женской гимназии в г. Сарапуле. Судя только по количеству списанных по ветхости книг, книжный фонд пополнялся неплохо. Так, к 1911 г. в фундаментальной библиотеке было списано 3092 названия (5782 тома), в ученической – 2613 названий (3203 тома).
Однако вскоре, в 1918 г., училище, некогда носившее имя великого князя, а вместе с ним и библиотека прекратили свое существование. Зданию, в котором они размещались, со временем был присвоен статус архитектурного памятника XIX века, но до этого в нем размещались в различные годы лесной (позднее лесомеханический) техникум, опытная школа, эвакогоспиталь № 1736, педагогическое училище, впоследствии колледж, ныне – Сарапульский колледж социально-педагогических технологий и сервиса.
Библиотечный фонд Алексеевского училища, возможно, достался лесному техникуму. Но, как это и было повсеместно принято в советской библиотечное практике, новое учебное заведение, скорее всего, постаралось избавиться от устаревшего и непрофильного фонда и передало более или менее актуальную часть литературы в Сарапульскую центральную публичную библиотеку, из которой небольшая часть ее позже поступила в Национальную библиотеку УР. Отдельные экземпляры бывшей библиотеки училища обнаружены и в музеях республики. Не исключено, что они рассеялись и по другим регионам. С кратким обзором выявленных изданий с экслибрисом Алексеевского реального училища мы познакомим наших читателей в следующей публикации.
_________________
1 Результаты исследований опубликованы в сборнике, выпущенном Международным союзом общественных организаций книголюбов: Ленкова О. В., Русских С. Б. Имена Дома Романовых, отмеченные в книжных знаках фонда Национальной библиотеки Удмуртской Республики // Экслибрисы как информационный ресурс для изучения книжной культуры : материалы конференции. – М., 2023. С. 182–193. См. также наши публикации в блоге: «“Осколок” великокняжеской библиотеки» и «Об авсене, таусене и еще одной загадке владельческого знака».
2 Реальное училище – это среднее или неполное среднее учебное заведение, в котором (в отличие от классической гимназии) существенная роль отводилась предметам естественной и математической направленности. Курс обучения занимал 6–7 лет. В старших классах преподавались прикладные дисциплины (механика, химия, а также технологические и коммерческие предметы). Выпускники реальных училищ могли поступить в технические, промышленные и торговые вузы, но не в университеты. В 1888 г. реальные училища были реформированы в общеобразовательные учебные заведения. В начале XX в. под давлением общественности «реалистам» было предоставлено право поступать в университет на физико-математические и медицинские факультеты (со сдачей дополнительного экзамена по латинскому языку). В 1913 г. в России было 276 реальных училищ, в которых обучалась треть из всех учащихся мужских средних учебных заведений.
3 Читайте об истории первой публичной библиотеки Прикамья на сайте ЦБС г. Сарапула.