Большой Москворецкий мост1, «щусевский» корпус2 Государственной Третьяковской галереи
Всемирно известное имя архитектора Алексея Викторовича Щусева (1873–1949), 150‑летие со дня рождения которого будет отмечаться 8 октября 2023 г., связано в том числе и с Удмуртией. Но мы начнем с его московского наследия, на которое предлагаем взглянуть сквозь «магический кристалл» литературы и кинематографа.
Первый «взгляд» нам поможет сделать писатель Юрий Карлович Олеша (1899–1960). В его автобиографической книге «Ни дня без строчки», составленной из дневниковых записей (впервые издана в 1965 г.), в главе пятой «Удивительный перекресток» читаем:
- Из Замоскворечья мне нужно было в центр. Вот я и решал, по какому мосту идти – по Каменному или по Москворецкому?
Оба варианта были одинаково приемлемы, так как я стоял на углу Лаврушинского переулка. Он выходит на Кадашёвскую набережную примерно в ее середине, и от этого места расстояние одно, что в сторону Каменного моста, что в сторону Москворецкого. Вопрос сводился к тому, по какому мосту интереснее идти. <...>
Солдат, который подошел ко мне, вероятно, потому и подошел, что у меня был вид человека, знакомого с местностью: в самом деле, человек стоит на углу среди торопящихся прохожих и спокойно поглядывает то в одну, то в другую сторону. <...>
– Скажите, пожалуйста, где здесь Третьяковская галерея?
Вот что меня спросил солдат. И это включило меня в повседневность. <...> Я указал ему на видневшуюся в глубине переулка кирпичную ограду. Он поблагодарил и отправился в переулок. <...>
Простояв на перекрестке около часу, я понял, что это удивительный перекресток.
Неудивительно то, что на углу переулка, в котором расположена картинная галерея, спрашивают об этой галерее, а удивительно то, что вас спрашивают почти все, кто приближается к переулку. Целый отряд советского народа идет в «Третьяковку» – и, очевидно, в любой день. Всё же я чувствовал себя выключенным из повседневности, когда стоял на этом углу? Или это была очень необыкновенная повседневность...
Да, это именно так: это была необыкновенная повседневность, наша советская повседневность, с золотым Кремлем, с людьми войны и труда, с прекрасным искусством и с дымами строительства – голубыми, румяными и радужными.
Эти дымы стояли над чертой реки, когда я покидал удивительный перекресток3.
По метафорическому определению Юрия Олеши, «необыкновенная повседневность» узнаваемого и любимого московского ландшафта обусловлена столичным статусом великого города, в котором создавали свои архитектурные шедевры знаменитые зодчие, и один из них – Алексей Викторович Щусев. Что касается процитированного текста, то Большой Москворецкий мост и расширенный фасад Государственной Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке – за счет пристройки в 1933–1936 гг. нового двухэтажного корпуса в древнерусском стиле, изначально заданном Виктором Михайловичем Васнецовым (1848–1926), – связаны с именем А. В. Щусева4.
Третьяковская галерея. Фасад и «щусевский» пристрой справа
Дом архитекторов, Казанский вокзал, Центральный дом культуры железнодорожников
Другие щусевские архитектурные объекты при желании можно рассмотреть в ожидании московского такси в художественном фильме «Три тополя на Плющихе»5 и услышать о них в диалоге деревенской пассажирки Нюры (актриса Татьяна Доронина) и водителя такси (актер Олег Ефремов):
- – ...Там дом такой, что проглядеть нельзя. Мост там и церква старая. Как дом сложили, церква в землю ушла. Скукожилась...6
– Скукожилась?..
Речь идет о Доме архитекторов – комфортабельной «сталинке» – полукруглом жилом многоквартирном здании, построенном по проекту А. В. Щусева в 1933–1936 гг. на Ростовской набережной, и о стоящей рядом церкви Благовещения XVII в., впоследствии утраченной.
Дом архитекторов (стройка и современный вид)
В кинофильме есть эпизод с пожилым узбеком, приехавшим к родным в столицу поездом Ташкент–Москва. По этому фрагменту определяется время действия картины – сентябрь 1966 г. Дедушка Садык (актер Хикмат Латыпов) пережил страшное Ташкентское землетрясение, которое произошло в апреле 1966 г. (ну а сентябрьских «примет» фильме множество – не будем их перечислять). С Ташкентом – как и с Москвой, и другими населенными пунктами Советского Союза и бывшей Российской империи – тоже связана творческая биография Алексея Щусева. По его проекту в столице Узбекской ССР был построен Государственный академический Большой театр оперы и балета имени Алишера Навои (1932–1935). Этот период деятельности архитектора запечатлен художником Михаилом Васильевичем Нестеровым (1862–1942) в «Портрете А. В. Щусева» (1941) – Алексей Викторович позировал знаменитому живописцу в узбекском халате и тюбетейке.
Поезд Ташкент–Москва привез дедушку Садыка на Казанский вокзал. Главная архитектурная идея Алексея Щусева, проектировавшего здание вокзала (строился в 1913–1940‑е гг.), заключалась в том, что Казанский вокзал должен был стать «московскими воротами на Восток» – в направлении на азиатскую часть Российской империи, а затем Советского Союза.
Московский Казанский вокзал спроектирован А. В. Щусевым в стиле древнерусского города с башней-доминантой, повторяющей стилевые черты башни Казанского кремля, воздвигнутой в честь золотоордынской ханши Сююмбике (1516–1557), а в целом – в память о взятии Казани царем Иваном Грозным и вхождении Казанского ханства в состав Русского государства в середине XVI в. К оформлению интерьеров Казанского вокзала – залов ожидания, билетных касс, ресторана – Алексей Щусев привлек художников, составивших славу Серебряного века России. Среди них Александр Бенуа, Иван Билибин, Сергей Конёнков, Борис Кустодиев, Павел Кузнецов, Николай Рерих, Зинаида Серебрякова и др. К сожалению, социально-исторические катаклизмы (Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции, Гражданская война), один за другим сотрясавшие страну, помешали воплощению замыслов известных живописцев и скульпторов7.
Башня Казанского вокзала в Москве и «падающая» башня Сююмбике в Казани
А еще молодую советскую щусевскую Москву можно увидеть из окна городского электротранспорта, снова путешествуя по столице вместе с молодым тогда еще писателем Юрием Олешей:
- Помню, что ехал в трамвае, стоял на задней площадке. И там поглядывал на отражение в стеклах. Темноволосый, с мрачным, но молодым взглядом.
«Блям, блям, блям! – стучал вагоновожатый своей педалью. – Блям, блям!»
Трамвай катился вниз, как кажется мне, по Покровке. Нет? По Покровке!
«Блям, блям, блям!»
Вот показывается башня Казанского. Тогда высотных в этом месте не было. Башня Казанского. Мост, по которому бежит поезд, как бы поставив над собой дым в виде быстро бегущего к небу столба. Наконец – площадь...
Приехали! Потом зеркало, и я встречаюсь с собой взглядом и хмурю брови, потому что сам себе нравлюсь8.
А если обстоятельства складываются так, что и вовсе не терпят отлагательств – потому что «в дождливый день конца октября» 1927 года в новом клубе рабочих Казанской железной дороги имени Октябрьской революции (КОР) были «найдены следы последнего стула, безусловно таящего в себе брильянты мадам Петуховой», – то до Казанского вокзала вместе с главными героями романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» мы добежим бегом, напрочь забыв об общественном транспорте:
- Не ожидая, пока Ипполит Матвеевич напялит пиджак, Остап выбежал в коридор. Воробьянинов присоединился к нему на лестнице. Оба, взволнованно забрасывая друг друга вопросами, мчались по мокрым улицам на Каланчёвскую площадь9. Они не сообразили даже, что можно сесть в трамвай10.
КОР – ныне Центральный дом культуры железнодорожников – построен в 1927 г. по проекту А. Щусева и входит в комплекс зданий Казанского вокзала. Аббревиатура КОР в те же годы была в ходу и в Ижевске: на месте Клуба имени Октябрьской революции (КОР) сейчас находится Государственный русский драматический театр (ныне по улице Максима Горького, бывшей Базарной и Коммунальной).
Но вернемся в 1960-е и вслед за героиней фильма «Три тополя на Плющихе» Нюрой, прибывшей на Ярославский вокзал столицы, встанем в очередь на стоянке такси и рассмотрим то, что она видит через улицу напротив. А видит она хозяйственные службы и котельную Казанского вокзала, которые «...Щусев поместил в отдельном здании, очень похожем на Кутафью башню Московского кремля, соединив его арочным переходом по аналогии с Троицким мостом Кремля. Сейчас, разумеется, здание занимает не котельная – после реконструкции вокзала в нем открыли ресторан. Архитектурный ансамбль Комсомольской площади завершает здание Центрального дома культуры железнодорожников <...> Внешне оно, как и здание котельной Казанского вокзала, напоминает Кутафью башню Кремля»11.
Фрагмент из фильма «Три тополя на Пющихе»
«Котельная» Казанского вокзала и Кутафья башня Кремля
Возможно, не случайно главный оператор кинофильма «Три тополя на Плющихе» Петр Евгеньевич Катаев (1930–1986), сын писателя Евгения Петровича Петрова (настоящая фамилия Катаев, 1902–1942), в первых московских сценах картины, завязывающих лирический сюжет, фоном показал «родственное» ЦДКЖ здание – как своего рода полунамек на личную историю и память о выдающихся советских писателях – отце Евгении Петрове, дяде Валентине Катаеве (1897–1986) (ему посвящен роман «Двенадцать стульев) и их замечательном соавторе и друге Илье Арнольдовиче Ильфе (1897–1937).
[А если углубиться в катаевскую генеалогию, то момент «памяти» найдется и для нас. Дед писателей Евгения Петрова и Валентина Катаева, и соответственно прадед Петра Катаева, – православный священник Василий Алексеевич Катаев12 (1819–1871) служил в разных местах Вятской губернии: в уездном Глазове, в селе Ижевский завод Сарапульского уезда и в Вятке (ныне Киров).]
*
Казанский вокзал в Москве до 1894 г. официально именовался Рязанским. В московской обиходной речи 1920–1930‑х гг. в ходу были оба названия. Это отразилось и в другом сатирическом романе И. Ильфа и Е. Петрова – «Золотой теленок» (1931):
- У асфальтовой пристани Рязанского вокзала в Москве стоял короткий литерный поезд. <...> Поезд готовился выйти на смычку рельсов Восточной магистрали13.
Напомним, что железнодорожный состав особой важности, в котором собрались члены правительства, рабочие-ударники, советские и иностранные журналисты, а также и главный герой произведения Остап Бендер – он‑то, собственно, ехал на встречу с подпольным миллионером «Александром-Ибн-Ивановичем» Корейко, – направлялся на строительство Турксиба. Туркестано-Сибирская железная дорога, именуемая в романе Восточной магистралью, в 1927–1931 гг. соединила «прямым путем Сибирь и Среднюю Азию»14. Турксиб – ныне национальная компания Республики Казахстан «Казахстанская железная дорога» («Қазақстан темiр жолы») – был тогда объявлен всесоюзной стройкой первой пятилетки.
- А поезд, выбегая из строящейся Москвы, уже завел свою оглушительную песню. Он бил колесами, адски хохотал под мостами и, только оказавшись среди дачных лесов, немного поуспокоился и развил большую скорость. Ему предстояло описать на глобусе порядочную кривую, предстояло переменить несколько климатических провинций, переместиться из центральной прохлады в горячую пустыню, миновать много больших и малых городов и перегнать московское время на четыре часа15.
(Продолжение следует.)
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Алексей Викторович Щусев (1873–1949) / авт. текста С. Фоменко. – М. : Комсомольская правда ; Директ-Медиа, 2016. – 71 с. : ил. – (Великие архитекторы; Вып. 30). – Загл. на обл.: Щусев.
- Жаржевский Л. М. Романтика старых расписаний / под ред. И. В. Буреевой, М. Н. Павлова. – Казань : Титул-Казань, 2021. – 391 с. : ил.
КНИГИ ОБ А. В. ЩУСЕВЕ В ФОНДЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ УР
- Афанасьев К. Н. А. В. Щусев. – М., 1978.
- Васькин А. А. Щусев: зодчий всея Руси. – М. : Мол. гвардия, 2015. – 464 c. (Жизнь замечательных людей; Малая серия).
- Дружинина-Георгиевская. Зодчий А. В. Щусев. М., 1955. – 198 с. : ил.
- Произведения академика А. В. Щусева, удостоенные Сталинской премии. – М., 1954.
- Соколов Н. Б. А. В. Щусев. – М, 1952. – 394 с. (Мастера советской архитектуры).
- Сорокин И. В. Художник каменных дел: страницы жизни академика А. В. Щусева. – М. : Московский рабочий, 1987. – 317 с.
__________________
1 Спроектирован в мастерской А. В. Щусева: архитекторы А. В. Щусев и П. М. Сардарьян (1905–1977), инженеры В. С. Кириллов и П. В. Щусев (1880–1957). Строился в 1933–1938 гг.
2 Строился в 1930–1934 гг. по проекту А. В. Щусева и А. В. Снигарева (1890–1955). В 1926–1929 гг. А. В. Щусев занимал пост директора Государственной Третьяковской галереи.
3 Цит. по: Олеша Ю. К. Избранное / ил. и оформ. А. Б. Маркевича. М., 1987. С. 435–437.
4 См. подробнее об этом: Евстратова М. В., Колузаков С. В. Алексей Щусев и Третьяковская галерея // Русское искусство. 2021. № 4 : Государственная Третьяковская галерея. С. 14–21, – а также другие содержательные публикации, в том числе электронные, искусствоведов Марианны Евстратовой и Сергея Колузакова – исследователей архитектурного наследия А. В. Щусева.
5 Кинофильм снят на Центральной студии детских и юношеских фильмов в 1968 г.; режиссер-постановщик Т. М. Лиознова, автор сценария А. М. Борщаговский, главный оператор П. Е. Катаев.
6 Здесь в значении скорчиться, согнуться, съежиться (разг. -сниж.).
7 См. об этом: Колузаков С. Проект вокзала 1912–1913 гг. Первые приглашенные художники. – Текст : электронный // Третьяковская галерея. 2017. № 2. – URL: https://www.tg-m.ru/articles/prilozhenie-k-2-2017-55/project-vokzala-1912—1913 (дата обращения: 09.03.2023); Колузаков С. Художественные работы для вокзала в начале Первой мировой войны. Вторая половина 1914‑го – 1915 годы // Там же. – URL: https://www.tg-m.ru/articles/prilozhenie-k-2-2017-55/khudozhestvennye-raboty-dlya-vokzala-I-mir-war (дата обращения: 09.03.2023).
8 Олеша Ю. К. Указ. соч. С. 442.
9 С 1933 г. – Комсомольская площадь.
10 Цит. по: Ильф И. А., Петров Е. П. Двенадцать стульев ; Золотой теленок / оформ. худож. В. В. Вязникова. – Йошкар-Ола, 1967. С. 307.
11 Русский стиль. Часть 2. – Текст : электронный // Пешком по Москве. – URL: http://www.peshkompomoskve.ru/russian_style-2/ (дата обращения: 13.07.2023).
12 Об истории семейного клана Катаевых, в котором есть немало известных деятелей культуры, науки, духовенства и др., см. повесть В. М. Катаева «Кладбище в Скулянах» (1975), а также статью на канале «Генеалогия – Genealogy» в «Дзен» – «Московская династия: Катаевы» и статью В. В. Огрызко «Другой Катаев. О первом ответственном секретаре возобновленной “Литературной газеты”» (Литературная газета. 2021. 5 мая (№ 18). – URL: https://lgz.ru/article/18-6783-05-05-2021/drugoy-kataev/ [дата обращения: 04.01.2023]).