«Необыкновенная повседневность» Алексея Щусева. Часть 1. Москва
thumb image

 

Большой Москворецкий мост1, «щусевский» корпус2 Государственной Третьяковской галереи

Всемирно известное имя архитектора Алексея Викторовича Щусева (1873–1949), 150‑летие со дня рождения которого будет отмечаться 8 октября 2023 г., связано в том числе и с Удмуртией. Но мы начнем с его московского наследия, на которое предлагаем взглянуть сквозь «магический кристалл» литературы и кинематографа.

Первый «взгляд» нам поможет сделать писатель Юрий Карлович Олеша (1899–1960). В его автобиографической книге «Ни дня без строчки», составленной из дневниковых записей (впервые издана в 1965 г.), в главе пятой «Удивительный перекресток» читаем:

  • Из Замоскворечья мне нужно было в центр. Вот я и решал, по какому мосту идти – по Каменному или по Москворецкому?
    Оба варианта были одинаково приемлемы, так как я стоял на углу Лаврушинского переулка. Он выходит на Кадашёвскую набережную примерно в ее середине, и от этого места расстояние одно, что в сторону Каменного моста, что в сторону Москворецкого. Вопрос сводился к тому, по какому мосту интереснее идти. <...>
    Солдат, который подошел ко мне, вероятно, потому и подошел, что у меня был вид человека, знакомого с местностью: в самом деле, человек стоит на углу среди торопящихся прохожих и спокойно поглядывает то в одну, то в другую сторону. <...>
    – Скажите, пожалуйста, где здесь Третьяковская галерея?
    Вот что меня спросил солдат. И это включило меня в повседневность. <...> Я указал ему на видневшуюся в глубине переулка кирпичную ограду. Он поблагодарил и отправился в переулок. <...>
    Простояв на перекрестке около часу, я понял, что это удивительный перекресток.
    Неудивительно то, что на углу переулка, в котором расположена картинная галерея, спрашивают об этой галерее, а удивительно то, что вас спрашивают почти все, кто приближается к переулку. Целый отряд советского народа идет в «Третьяковку» – и, очевидно, в любой день. Всё же я чувствовал себя выключенным из повседневности, когда стоял на этом углу? Или это была очень необыкновенная повседневность...
    Да, это именно так: это была необыкновенная повседневность, наша советская повседневность, с золотым Кремлем, с людьми войны и труда, с прекрасным искусством и с дымами строительства – голубыми, румяными и радужными.
    Эти дымы стояли над чертой реки, когда я покидал удивительный перекресток3.

По метафорическому определению Юрия Олеши, «необыкновенная повседневность» узнаваемого и любимого московского ландшафта обусловлена столичным статусом великого города, в котором создавали свои архитектурные шедевры знаменитые зодчие, и один из них – Алексей Викторович Щусев. Что касается процитированного текста, то Большой Москворецкий мост и расширенный фасад Государственной Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке – за счет пристройки в 1933–1936 гг. нового двухэтажного корпуса в древнерусском стиле, изначально заданном Виктором Михайловичем Васнецовым (1848–1926), – связаны с именем А. В. Щусева4.


Большой Москворецкий мост

 
Третьяковская галерея. Фасад и «щусевский» пристрой справа

 

Дом архитекторов, Казанский вокзал, Центральный дом культуры железнодорожников

Другие щусевские архитектурные объекты при желании можно рассмотреть в ожидании московского такси в художественном фильме «Три тополя на Плющихе»5 и услышать о них в диалоге деревенской пассажирки Нюры (актриса Татьяна Доронина) и водителя такси (актер Олег Ефремов):

  • – ...Там дом такой, что проглядеть нельзя. Мост там и церква старая. Как дом сложили, церква в землю ушла. Скукожилась...6
    – Скукожилась?..

Речь идет о Доме архитекторов – комфортабельной «сталинке» – полукруглом жилом многоквартирном здании, построенном по проекту А. В. Щусева в 1933–1936 гг. на Ростовской набережной, и о стоящей рядом церкви Благовещения XVII в., впоследствии утраченной.

     
Дом архитекторов (стройка и современный вид)

 

В кинофильме есть эпизод с пожилым узбеком, приехавшим к родным в столицу поездом Ташкент–Москва. По этому фрагменту определяется время действия картины – сентябрь 1966 г. Дедушка Садык (актер Хикмат Латыпов) пережил страшное Ташкентское землетрясение, которое произошло в апреле 1966 г. (ну а сентябрьских «примет» фильме множество – не будем их перечислять). С Ташкентом – как и с Москвой, и другими населенными пунктами Советского Союза и бывшей Российской империи – тоже связана творческая биография Алексея Щусева. По его проекту в столице Узбекской ССР был построен Государственный академический Большой театр оперы и балета имени Алишера Навои (1932–1935). Этот период деятельности архитектора запечатлен художником Михаилом Васильевичем Нестеровым (1862–1942) в «Портрете А. В. Щусева» (1941) – Алексей Викторович позировал знаменитому живописцу в узбекском халате и тюбетейке.

     

 

Поезд Ташкент–Москва привез дедушку Садыка на Казанский вокзал. Главная архитектурная идея Алексея Щусева, проектировавшего здание вокзала (строился в 1913–1940‑е гг.), заключалась в том, что Казанский вокзал должен был стать «московскими воротами на Восток» – в направлении на азиатскую часть Российской империи, а затем Советского Союза.

Московский Казанский вокзал спроектирован А. В. Щусевым в стиле древнерусского города с башней-доминантой, повторяющей стилевые черты башни Казанского кремля, воздвигнутой в честь золотоордынской ханши Сююмбике (1516–1557), а в целом – в память о взятии Казани царем Иваном Грозным и вхождении Казанского ханства в состав Русского государства в середине XVI в. К оформлению интерьеров Казанского вокзала – залов ожидания, билетных касс, ресторана – Алексей Щусев привлек художников, составивших славу Серебряного века России. Среди них Александр Бенуа, Иван Билибин, Сергей Конёнков, Борис Кустодиев, Павел Кузнецов, Николай Рерих, Зинаида Серебрякова и др. К сожалению, социально-исторические катаклизмы (Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции, Гражданская война), один за другим сотрясавшие страну, помешали воплощению замыслов известных живописцев и скульпторов7.

 
Башня Казанского вокзала в Москве и «падающая» башня Сююмбике в Казани

 
Ю. ОлешаА еще молодую советскую щусевскую Москву можно увидеть из окна городского электротранспорта, снова путешествуя по столице вместе с молодым тогда еще писателем Юрием Олешей:

  • Помню, что ехал в трамвае, стоял на задней площадке. И там поглядывал на отражение в стеклах. Темноволосый, с мрачным, но молодым взглядом.
    «Блям, блям, блям! – стучал вагоновожатый своей педалью. – Блям, блям!»
    Трамвай катился вниз, как кажется мне, по Покровке. Нет? По Покровке!
    «Блям, блям, блям!»
    Вот показывается башня Казанского. Тогда высотных в этом месте не было. Башня Казанского. Мост, по которому бежит поезд, как бы поставив над собой дым в виде быстро бегущего к небу столба. Наконец – площадь...
    Приехали! Потом зеркало, и я встречаюсь с собой взглядом и хмурю брови, потому что сам себе нравлюсь8.

А если обстоятельства складываются так, что и вовсе не терпят отлагательств – потому что «в дождливый день конца октября» 1927 года в новом клубе рабочих Казанской железной дороги имени Октябрьской революции (КОР) были «найдены следы последнего стула, безусловно таящего в себе брильянты мадам Петуховой», – то до Казанского вокзала вместе с главными героями романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» мы добежим бегом, напрочь забыв об общественном транспорте:

  • Не ожидая, пока Ипполит Матвеевич напялит пиджак, Остап выбежал в коридор. Воробьянинов присоединился к нему на лестнице. Оба, взволнованно забрасывая друг друга вопросами, мчались по мокрым улицам на Каланчёвскую площадь9. Они не сообразили даже, что можно сесть в трамвай10.

 

  

 
КОР – ныне Центральный дом культуры железнодорожников – построен в 1927 г. по проекту А. Щусева и входит в комплекс зданий Казанского вокзала. Аббревиатура КОР в те же годы была в ходу и в Ижевске: на месте Клуба имени Октябрьской революции (КОР) сейчас находится Государственный русский драматический театр (ныне по улице Максима Горького, бывшей Базарной и Коммунальной).

Но вернемся в 1960-е и вслед за героиней фильма «Три тополя на Плющихе» Нюрой, прибывшей на Ярославский вокзал столицы, встанем в очередь на стоянке такси и рассмотрим то, что она видит через улицу напротив. А видит она хозяйственные службы и котельную Казанского вокзала, которые «...Щусев поместил в отдельном здании, очень похожем на Кутафью башню Московского кремля, соединив его арочным переходом по аналогии с Троицким мостом Кремля. Сейчас, разумеется, здание занимает не котельная – после реконструкции вокзала в нем открыли ресторан. Архитектурный ансамбль Комсомольской площади завершает здание Центрального дома культуры железнодорожников <...> Внешне оно, как и здание котельной Казанского вокзала, напоминает Кутафью башню Кремля»11.


Фрагмент из фильма «Три тополя на Пющихе»

 
«Котельная» Казанского вокзала и Кутафья башня Кремля

Возможно, не случайно главный оператор кинофильма «Три тополя на Плющихе» Петр Евгеньевич Катаев (1930–1986), сын писателя Евгения Петровича Петрова (настоящая фамилия Катаев, 1902–1942), в первых московских сценах картины, завязывающих лирический сюжет, фоном показал «родственное» ЦДКЖ здание – как своего рода полунамек на личную историю и память о выдающихся советских писателях – отце Евгении Петрове, дяде Валентине Катаеве (1897–1986) (ему посвящен роман «Двенадцать стульев) и их замечательном соавторе и друге Илье Арнольдовиче Ильфе (1897–1937).

[А если углубиться в катаевскую генеалогию, то момент «памяти» найдется и для нас. Дед писателей Евгения Петрова и Валентина Катаева, и соответственно прадед Петра Катаева, – православный священник Василий Алексеевич Катаев12 (1819–1871) служил в разных местах Вятской губернии: в уездном Глазове, в селе Ижевский завод Сарапульского уезда и в Вятке (ныне Киров).]

*
Казанский вокзал в Москве до 1894 г. официально именовался Рязанским. В московской обиходной речи 1920–1930‑х гг. в ходу были оба названия. Это отразилось и в другом сатирическом романе И. Ильфа и Е. Петрова – «Золотой теленок» (1931):

  • У асфальтовой пристани Рязанского вокзала в Москве стоял короткий литерный поезд. <...> Поезд готовился выйти на смычку рельсов Восточной магистрали13.

Напомним, что железнодорожный состав особой важности, в котором собрались члены правительства, рабочие-ударники, советские и иностранные журналисты, а также и главный герой произведения Остап Бендер – он‑то, собственно, ехал на встречу с подпольным миллионером «Александром-Ибн-Ивановичем» Корейко, – направлялся на строительство Турксиба. Туркестано-Сибирская железная дорога, именуемая в романе Восточной магистралью, в 1927–1931 гг. соединила «прямым путем Сибирь и Среднюю Азию»14. Турксиб – ныне национальная компания Республики Казахстан «Казахстанская железная дорога» («Қазақстан темiр жолы») – был тогда объявлен всесоюзной стройкой первой пятилетки.

  • А поезд, выбегая из строящейся Москвы, уже завел свою оглушительную песню. Он бил колесами, адски хохотал под мостами и, только оказавшись среди дачных лесов, немного поуспокоился и развил большую скорость. Ему предстояло описать на глобусе порядочную кривую, предстояло переменить несколько климатических провинций, переместиться из центральной прохлады в горячую пустыню, миновать много больших и малых городов и перегнать московское время на четыре часа15.

(Продолжение следует.)

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Алексей Викторович Щусев (1873–1949) / авт. текста С. Фоменко. – М. : Комсомольская правда ; Директ-Медиа, 2016. – 71 с. : ил. – (Великие архитекторы; Вып. 30). – Загл. на обл.: Щусев.

  • Жаржевский Л. М. Романтика старых расписаний / под ред. И. В. Буреевой, М. Н. Павлова. – Казань : Титул-Казань, 2021. – 391 с. : ил.

 

КНИГИ ОБ А. В. ЩУСЕВЕ В ФОНДЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ УР

  1. Афанасьев К. Н. А. В. Щусев. – М., 1978.
  2. Васькин А. А. Щусев: зодчий всея Руси. – М. : Мол. гвардия, 2015. – 464 c. (Жизнь замечательных людей; Малая серия).
  3. Дружинина-Георгиевская. Зодчий А. В. Щусев. М., 1955. – 198 с. : ил.
  4. Произведения академика А. В. Щусева, удостоенные Сталинской премии. – М., 1954.
  5. Соколов Н. Б. А. В. Щусев. – М, 1952. – 394 с. (Мастера советской архитектуры).
  6. Сорокин И. В. Художник каменных дел: страницы жизни академика А. В. Щусева. – М. : Московский рабочий, 1987. – 317 с.

__________________

1 Спроектирован в мастерской А. В. Щусева: архитекторы А. В. Щусев и П. М. Сардарьян (1905–1977), инженеры В. С. Кириллов и П. В. Щусев (1880–1957). Строился в 1933–1938 гг.

2 Строился в 1930–1934 гг. по проекту А. В. Щусева и А. В. Снигарева (1890–1955). В 1926–1929 гг. А. В. Щусев занимал пост директора Государственной Третьяковской галереи.

3 Цит. по: Олеша Ю. К. Избранное / ил. и оформ. А. Б. Маркевича. М., 1987. С. 435–437.

   

4 См. подробнее об этом: Евстратова М. В., Колузаков С. В. Алексей Щусев и Третьяковская галерея // Русское искусство. 2021. № 4 : Государственная Третьяковская галерея. С. 14–21, – а также другие содержательные публикации, в том числе электронные, искусствоведов Марианны Евстратовой и Сергея Колузакова – исследователей архитектурного наследия А. В. Щусева.

5 Кинофильм снят на Центральной студии детских и юношеских фильмов в 1968 г.; режиссер-постановщик Т. М. Лиознова, автор сценария А. М. Борщаговский, главный оператор П. Е. Катаев.

6 Здесь в значении скорчиться, согнуться, съежиться (разг. -сниж.).

7 См. об этом: Колузаков С. Проект вокзала 1912–1913 гг. Первые приглашенные художники. – Текст : электронный // Третьяковская галерея. 2017. № 2. – URL: https://www.tg-m.ru/articles/prilozhenie-k-2-2017-55/project-vokzala-1912—1913 (дата обращения: 09.03.2023); Колузаков С. Художественные работы для вокзала в начале Первой мировой войны. Вторая половина 1914‑го – 1915 годы // Там же. – URL: https://www.tg-m.ru/articles/prilozhenie-k-2-2017-55/khudozhestvennye-raboty-dlya-vokzala-I-mir-war (дата обращения: 09.03.2023).

8 Олеша Ю. К. Указ. соч. С. 442.

9 С 1933 г. – Комсомольская площадь.

10 Цит. по: Ильф И. А., Петров Е. П. Двенадцать стульев ; Золотой теленок / оформ. худож. В. В. Вязникова. – Йошкар-Ола, 1967. С. 307.

11 Русский стиль. Часть 2. – Текст : электронный // Пешком по Москве. – URL: http://www.peshkompomoskve.ru/russian_style-2/ (дата обращения: 13.07.2023).

12 Об истории семейного клана Катаевых, в котором есть немало известных деятелей культуры, науки, духовенства и др., см. повесть В. М. Катаева «Кладбище в Скулянах» (1975), а также статью на канале «Генеалогия – Genealogy» в «Дзен» – «Московская династия: Катаевы» и статью В. В. Огрызко «Другой Катаев. О первом ответственном секретаре возобновленной “Литературной газеты”» (Литературная газета. 2021. 5 мая (№ 18). – URL: https://lgz.ru/article/18-6783-05-05-2021/drugoy-kataev/ [дата обращения: 04.01.2023]).

13 Ильф И. А., Петров Е. П. Указ. соч. С. 556.

14 Там же. С. 582.

15 Там же. С. 560.

331 посетит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *