К 80-летию Н. Н. Евсеева: литературное наследие журналиста
thumb image

 

Имя Николая Евсеева современному журналисту, скорее всего, мало о чем скажет. Ведь газетчик популярен в период активной работы в том или ином издании, а век периодики недолог. И самого Николая Николаевича нет с нами уже более десяти лет. 9 мая 2011 года ему исполнилось бы 80...

Но истинный талант многогранен, и по-настоящему одаренная личность стремится реализовать себя во многих областях. Н. Н. Евсеев был плодотворным очеркистом, писал пьесы, стихи. Не случайно заседание клуба «Край Удмуртский» к 80‑летию члена Союза журналистов России, заслуженного работника культуры УАССР Николая Николаевича Евсеева, состоявшееся 18 апреля в Национальной библиотеке УР, прошло в форме литературного вечера. На нем присутствовали члены семьи Евсеевых, друзья и коллеги Николая Николаевича, а также дети тех, кто стал в свое время героями его публицистических произведений.

Прежде всего был отмечен несомненный журналистский талант Н. Н. Евсеева. Его материалы на политические темы, статьи и очерки о сельской глубинке никого не могли оставить равнодушными. Организаторские качества руководителя позволили Николаю Николаевичу занять кресло заместителя главного редактора газеты «Советской Удмуртия», а затем и заместителя председателя Гостелерадио УАССР. «Именно благодаря ему на республиканском телевидении заметно расширилась сетка национального вещания», — вспоминал на вечере режиссер телевизионных передач ГТРК «Удмуртия» Василий Федорович Михайлов.

И всё же литературное творчество Н. Н. Евсеева более известно широкой публике, нежели журналистские труды. Им написано около полутора десятков одноактных пьес для сельской самодеятельности. По пьесе «Сюреслэн пумыз őвőл» («У дороги нет конца») был поставлен телеспектакль (1980). Николай Николаевич одним из первых среди удмуртских публицистов обратился к теме политических репрессий 1930‑х годов. В 1995 г. отдельной книгой «Пеймыт уй гинэ вералоз» («Знает только темная ночь») вышли документальная повесть и очерки, посвященные проблеме реабилитации жертв политического террора. На заседании клуба присутствовала дочь раскулаченного в 1930 году Ивана Болтаевича Кадрова — Елизавета Ивановна Камашева. Всю жизнь преследовало ее клеймо «дочери врага народа», «кулацкого отродья». Драма семьи Кадровых легла в основу очерка Николая Евсеева «Ой‑йы, та ӟугырес лулӟылонъёс» («Ой‑йо, эти спутанные вздохи»).

К сожалению, Николай Николаевич не успел реализоваться во всем масштабе своего литературного дарования. Это видно из его архива, переданного в фонд Национальной библиотеки вдовой журналиста – А. Я. Евсеевой, в котором, кроме рукописей заметок и статей, — пьесы, стихи... На вечере Анна Яковлевна прочла два неопубликованных стихотворения мужа — «Малпалод ай бőрысь...» и «Дальнее плавание».

Сама Анна Яковлевна Евсеева тоже человек и пишущий, и творческий. Долгие годы она заведует литературной частью Национального театра УР, в прошлом преподавала в республиканском училище культуры. Автор нескольких книг и множества статей об удмуртском театре и актерах. В ее памяти Николай Николаевич остался прежде всего верным мужем и замечательным отцом (что, согласитесь, немало, особенно в условиях нашего сегодняшнего общества, где эти социальные роли нивелированы почти до предела.) Для нас, современников, так редко наблюдающих в окружающей жизни положительные примеры для подражания, судьба Николая Николаевича Евсеева может показаться излишне идеализированной или идеологически выстроенной — грамотный журналист, талантливый писатель, успешный руководитель, примерный семьянин... Но... Стремиться к идеалу может каждый.

Фрагменты выступлений участников заседания

2 888 посетит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *