Сколько народных афоризмов родилось на тему асфальтирования наших дорог — и не сосчитать! «В России научились делать снег крепче, чем асфальт: асфальт уже растаял, а снег всё еще лежит»; «Глядя на российские дороги, становится ясно, что в нашей стране асфальт не кладут, а ложат»; «Каждую зиму в России у дураков на дорогах пополнение — к ним добавляются еще одни — кладущие асфальт», «Удивительно, но самый разгар сезона у дорожников начинается не летом, а ближе к зиме — асфальт по снегу лучше схватывается» и т. д., и т. п.
Но трудно представить, что проблема асфальта была актуальна и сто с лишним лет назад — всегда казалось, что до революции мостовые были булыжными, ну, или выложенными брусчаткой. А между тем в 1899 г. в Санкт-Петербурге инженером-технологом Р. Л. Коганом была выпущена в свет «настольная справочная книга для строителей» — «Асфальт и его применения для устройства мостовых и для других работ»1, в предисловии к которой читаем:
- «Асфальт, как строительный материал, получил в последнее время в больших городах такое сильное распространение, что стал необходимым материалом при всяком большом сооружении, а за границею он положительно вытесняет все другие материалы при устройстве мостовых и тротуаров и играет весьма важную роль в благоустройстве городов.
Можно сказать, что асфальтовые мостовые сослужили большую службу в деле оздоровления городов и статистика указывает на сильное уменьшение смертности со времени замены старых мостовых усовершенствованными асфальтовыми (конечно, при существовании сплавной системы и хороших водопроводов).
Понятно поэтому сильное распространение этих мостовых, как это видно из следующих данных о количестве квадратных метров асфальтированных мостовых в 1897 году <...>»
(И далее следует статистика, в соответствии с которой выходит, что Северная Америка опять впереди планеты всей.)
Книга Р. Л. Когана «Асфальт» входит в первоначальный фонд нашей библиотеки, созданный в 1918 г. в результате слияния нескольких ижевских библиотек, в том числе частных. Сейчас сложно выяснить, кто был владельцем экземпляра, оказавшегося в коллекциях отдела редких и ценных документов, — в нем нет владельческих помет. Скорее всего, он был в личном пользовании не принявшего новую власть одного из ижевских технических специалистов, в сферу деятельности которого входило строительство. Зная, что все библиотеки, находившиеся в частных домах и принадлежавшие отдельным лицам, по постановлению Революционного Совета в 1918 г. объявлялись собственностью города и передавались в Центральную библиотеку (ныне Национальная библиотека УР) и библиотеки-читальни рабочих районов2, можно предположить, что и эта книга была в числе конфискованных.
Написанная известным на рубеже XIX — начала ХХ века одесским инженером-технологом Рудольфом Львовичем Коганом, книга явилась первым справочником на русском языке по истории и технологии применения асфальта в строительстве дорог и мостовых.
В самом начале пособия Коган дает разнообразные сведения об использовании природного и искусственного асфальта. Природный асфальт был известен начиная с глубокой древности — что называется, с библейских времен. Асфальт был применен Ноем для герметизации Ковчега, его знали вавилонские строители башен и висячих садов Семирамиды и использовали древние египтяне, возводя хозяйственные постройки. Составные части асфальта, так называемые битумические вещества, использовались для бальзамирования мумий и тканей, в которые первые заворачивались, при строительстве кораблей и мн. др. В средние века асфальт был забыт.
В громадных количествах асфальт стали применять в XIX в. во Франции, и на какое‑то время слово это сделалось синонимом слова «тротуар». Французские инженеры разработали методы строительства мостовых из прессованного асфальта (asphalte comprime), и поскольку они оказались менее шумными, гранитные мостовые из центра Парижа стали переносить на окраины, а вместо них укладывать асфальтовые. Такой подход к мостовым быстро распространился по всей Европе. Образцовыми были мостовые Берлина — как по качеству асфальта, как и по тщательному исполнению работ.
В Лондоне первая асфальтовая мостовая, по свидетельству автора книги, была устроена в 1869 г. Он замечает: «Как известно, англичане неохотно заимствуют нововведения с континента, но страшный грохот от движения экипажей и повозок, особенно в центральных частях Лондона, заставил англичан тоже прибегнуть к устройству асфальтовых мостовых, причем предварительно для изучения дела были посланы на континент городские инженеры». В Италии же, богатой камнем, асфальтовые мостовые прививались хуже. Неаполитанцы предпочитали дешевую лаву, которой в их краях было в избытке.
Но не всегда соблюдались необходимые технологии, что приводило к раннему изнашиванию мостовых. Подобное произошло в Париже, после того как устройство асфальтовых мостовых там отдали американскому предпринимателю, использовавшему искусственный асфальт, быстро пришедший в негодность. Поэтому на улицах, где предполагались асфальтовые мостовые, они были заменены торцевыми. Их изготавливали из брусков определенных видов пород деревьев, пропитанных смолами. Торцевые мостовые также использовались в местах с высоким скатом.
В России торцевые мостовые впервые появились в начале XIX столетия в Санкт-Петербурге. Использовались преимущественно бруски из богатых смолами сосны и ели. Для асфальтовых покрытий изначально применяли материалы иностранного производства, но с 70‑х годов того же века их стали поставлять свои заводы. Ведущими из них были заводы близ Сызрани. Процветанию российских заводов способствовало наложение в 1881 г. больших пошлин на заграничный асфальт, который вскоре был полностью вытеснен отечественным.
Автор дает сведения о месторождениях, технологиях добычи, приготовлении и применении асфальта в различных сферах строительных работ. В книге имеется информация о замене и последующем использовании старого материала, снятого с асфальтовых мостовых. Книга снабжена различными рисунками, таблицами и схемами.
Анализируя работу подрядчиков и строителей, Р. Л. Коган отмечает и имеющие порой место непрофессионализм, отсутствие технических знаний, недобросовестность при изготовлении асфальта, а порой и прямую фальсификацию. Однако, издавая свой труд и предвидя большие перспективы асфальтовых работ в России, он уверен, что его советы принесут большую пользу специалистам и значительно расширят область применения асфальта в отечественном дорожном строительстве.
*
Заканчивая нашу статью, вернемся к ее названию. Уверены, у многих запах нового, укладываемого асфальта ассоциируется с чем-то ностальгически добрым. Не случайно, наверное, в парфюмерии появились духи с нотой «асфальт», хотя и не столь популярные3. Однако с тем, что природный асфальт имеет довольно приятный запах, согласен и автор вышеописанной книги, объясняя, как по запаху отличить природный асфальт и гудрон от искусственных:
- «Если кусочек искусственного асфальта нагреть, то явственно слышен запах нефти, или ощущается острая вонь, свойственная, например, каменноугольным и другим смолам, входящим в его состав, тогда как натуральный асфальт имеет довольно приятный, характерный, битумический запах. Уже по этим наружным признакам есть возможность, при некотором навыке, отличать натуральный от искусственного асфальта. Мы поэтому рекомендуем тем учреждениям, которые часто имеют дело с асфальтом — иметь у себя образцы хорошей асфальтовой мастики и гудрона и в случае надобности сравнивать с предлагаемыми или поставленными для работы образцами» (с. 50).
________________
1 Коган Р. Л. Асфальт и его применение для устройства мостовых и для других работ : настольная справочная книга для строителей / составил инженер-технолог Р. Л. Коган. СПб. : типография Г. Шахт и К°, 1899. VIII, 168 с. : ил., табл. 1 л. ил., 1 л. план.
2 ЦГА УР. Ф. Р-390. Оп. 1. Д. 1. Л. 11.
3 «...нота мокрого асфальта появилась впервые в ХХI веке с развитием так называемой нишевой и авангардной парфюмерии. Ее можно обнаружить в составе минеральных и/или урбанистических ароматов. Она вносит особенный “техногенный” оттенок в композиции разных жанров. Нота непопулярна и используется редко, в основном, в работах независимых парфюмеров маленьких артизанальных марок» (источник).