thumb image

Д. Г. Волкова «Сторона моя родная. Между Нязью и Лозой»

 

Автор книги «Сторона моя родная. Между Нязью и Лозой» — учительница из села Чутырь Игринского района Динарида Геннадьевна Волкова. В течение всей жизни она собирала материалы о своей малой родине — ее истории и культуре, населенных пунктах и прославленных жителях, тружениках и ветеранах войны и т. д.

Издание содержит интересные материалы о селе Чутырь и близлежащих деревнях — как существующих до настоящего времени: Верх-Нязь, Загребино, Ляльшур, Нязь-Ворцы, Удмурт Лоза, Чемошур, так и уже исчезнувших: Итчи, Бисьмен (Кегей), Кизядзи, Курашево, Самарино, Кушья-Тылой, Деревозь, Пазяли (родина знаменитых артистов Национального театра Удмуртии — Якова Николаевича и Василия Яковлевича Перевощиковых).

Рассказывая о с. Чутырь, автор останавливается на истории возникновения в нем Вознесенского храма (строился в 1819—1829 гг. на средства прихожан), сельского Дома культуры, детского дома, школы, больницы. Интересна судьба «поповского дома» («дома с мезонином»), выстроенного местными крестьянами в 1800 г. Дом был большой, с 12 окнами; четырехскатная крыша крыта дранкой, бревенчатые стены обиты досками. Над домом сооружена надстройка из бревен — мезонин. В 1824 г. в этом доме, стоявшем рядом с церковью, на «государевой дороге», в самом центре села, переночевал проезжавший через Чутырь император Александр I. В годы Гражданской войны в мезонин попал осколок снаряда, пробивший стены в двух местах. В доме размещался штаб Володарского полка, затем — исполком волостного управления. В годы Великой Отечественной войны здесь находился детский дом. В 1985 г. «поповский дом» разобрали на дрова (с. 210—212).

Глава «Национальный интерьер, традиции, обычаи, обряды» содержит ценные этнографические и лингвистические сведения. «Сколько дел было у деревенских жителей. Особенно женщин! Лен посей, тереби, околоти! Осенью его расстилали по лугам, потом снова собирали, сушили, ломали (мяли) в бане, трепали деревянными етӥн шуккон пурт (специальными приспособлениями), затем чесали на доске с гвоздями. А если нужны были тонкие нити, чесали еще чесалкой из свиной щетины. Она была круглая, твердое место из щетины оставалось наверху, а мягкое заливалось серой. Так получалась хорошая чесалка. <...> Ткали ткань на ткацком станке (дэра куон стан). Ниченки назывались вырт, после ниченок надевали — в бердо (кись). К ниченкам привязывали пыдултан — подобие педалей» (с. 242).

Любопытно описание традиционного интерьера удмуртской избы: «Дом [в котором жили семьи деда автора и его братьев — всего 21 человек] был пятистенный, рубленный из дерева, с двухскатной тесовой крышей. На улицу выходило пять окон. Палисадника не было. Отапливался дом двумя глинобитными печами. Сбоку находился мучог — это очаг, где под золой лежали угли. Чтобы развести огонь, золу отгребали, раздували тлеющие угли. Над очагом крепился крюк, куда подвешивался котел для приготовления пищи. В доме отгораживалась дощатой заборкой кухня. В красном углу стояли иконы. В доме были большие полати, на которых спали в основном дети. Вдоль стен стояли лавки. Дом освещался одной семилинейной керосиновой лампой, висевшей на потолке в центре дома» (с. 235).

Автор книги приводит различные архивные материалы, цитирует известных этнографов. В издание включены также воспоминания жителей Игринского района, статьи из районной газеты «Светлый путь» (и ее приложения на удмуртском языке «Вакыт»), многочисленные фото.

 


Волкова Д. Г. Сторона моя родная. Между Нязью и Лозой. Ижевск : Удмуртия, 2020. — 368 с. : ил.

 

107 посетит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.