«Давайте организуем к новому году детям хорошую елку»
thumb image

 

Как известно, традицию праздновать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января ввел в России Петр I. Дóлжно было «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых» у домов горожан, а им сами «в знак веселия» поздравлять друг друга и устраивать массовые гулянья. Позже появился обычай обмениваться подарками, накрывать праздничный стол. В середине XIX столетия в Санкт-Петербурге была установлена первая публичная елка.

Первые гонения на «иноземный» праздник начались во время Первой мировой войны. Но после прихода к власти большевиков Новый год «реабилитировали». Вождь мирового пролетариата праздник любил, о чем свидетельствуют хрестоматийный рассказ Е. Кононова «Елка в Сокольниках» и многочисленные картины на тему «Ленин с детьми на елке». Другое дело, что год за годом елка всё более «краснела». Вот, например, на встрече Нового 1920 года в Народном доме г. Ижевска (как пишет «Ижевская правда». 1920. № 2. С. 4) были показаны три одноактные пьесы идеологического содержания (одна из них — «Беженец возвратился» — о возвращении домой «обманутого белой агитацией» рабочего, покинувшего город вместе с отступавшей армией Колчака), после чего состоялся митинг и подведение итогов «борьбы трудового сознательного народа за истекший год».

«...на рубеже 1926—1927 гг. новый год как праздник начал трансформироваться. В итоге всё это привело к запрету новогоднего торжества на долгих 8 лет»1.

Но в 1935 г. Новый год снова разрешили (а десятилетием позже — 1 января 1948 г. — объявили нерабочим днем). В газете «Правда» (от 28 декабря 1935 г.) была опубликована статья «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку»2. Автором ее выступил второй секретарь ЦК компартии Украины Павел Петрович Постышев.

«Уже 30 декабря 1935 года в Харькове, где Постышев незадолго до этого работал первым секретарем обкома партии, прошел первый в СССР новогодний бал‑карнавал. В нем приняли участие около 1200 школьников. Инициатива Постышева была признана своевременной, и через 11 месяцев секретариат ВЦСПС постановил: “Поскольку празднование Нового года стало и есть всенародный праздник, и празднуется трудящимися, этот праздник нужно узаконить”»3.

Имя инициатора возобновления праздника теперь уже мало о чем говорит кому-либо. Однако сотрудникам отдела редких и ценных документов нашей библиотеки оно хорошо известно. И вот каким образом. На ряде книг из различных коллекций отдела имеется штемпель со следующим текстом: «Библиотека ВКСХШ им. Постышева П. П. Ижевск». ВКСХШ — это Высшая коммунистическая сельскохозяйственная школа. В 1930‑х годах подобные школы были открыты на базе коммунистических вузов во многих областях и республиках страны, в том числе и в нашем городе. Руководство школами было возложено на специальный комитет, в состав которого входил и П. П. Постышев.

В Удмуртии ВКСХШ открылась в 1932 г. Готовили в ней квалифицированных руководящих работников для колхозов, МТС, совхозов, районных партийных и советских организаций. На учебное заведение возлагались, очевидно, большие надежды, не случайно в Ижевске были выпущены отдельным изданием «Правила приема в Удмуртскую высшую коммунистическую сельскохозяйственную школу имени Постышева на январский набор 1937 года».

Но функционировала школа недолго и была реорганизована в Удмуртский сельскохозяйственный техникум с двухгодичным сроком обучения. Имени П. П. Постышева в названии нового учебного заведения уже не было, так как в начале 1938 г. он был арестован, а в 1939 г. расстрелян в Бутырской тюрьме. Полностью реабилитирован спустя 17 лет.

Сегодня имя П. П. Постышева носят десятки улиц в городах России, Украины и Казахстана. А в г. Ижевске о нем и его замечательной инициативе — вернуть стране один из самых веселых праздников — напоминают книги из бывшей библиотеки ВКСХШ, которые, наряду с экземплярами из других библиотек ликвидированных советских учреждений, ныне бережно хранятся в нашем отделе. О разнообразии тематики изданий, составлявших когда-то фонд библиотеки ВКСХШ, вы можете судить по представленным ниже фото.

       

       

       

_______________

1 «Как большевики запрещали и разрешали “Новый год” в 1920–30‑е гг.» (см. на портале «Пешком по Вятке»).

2 С текстом этой статьи можно познакомиться в книге И. В. Иванова «Новый год и Рождество в открытках» (С.‑Пб. : Искусство, 2000. С. 35–36), которая также представлена в фонде нашего отдела как образец высокохудожественого оформления и полиграфии. В этом увлекательном и красочном издании освещается история всенародно любимых зимних праздников, а также представлена обширнейшая библиография печатных источников.

3 «Как большевики запрещали и разрешали “Новый год” в 1920–30‑е гг.».

911 посетит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *