«На стене висит картина, холст, обрáмленный в багет...»: картины нашего быта

 

«Спрошу у тех, кто любит Вермеера: замечали ли они на его картинах другие полотна, украшающие комнаты, которые он писал?» — так начинается интереснейшая статья под названием «Дельфтский мастер» — о прославленном голландском художнике Яне Вермеере Дельфтском (1632—1675), написанная петербургским поэтом Александром Семеновичем Кушнером по впечатлениям от посещения Государственного музея Амстердама.

 

   

Не вдаваясь в детали дальнейшего познавательного и поучительного чтения исторически и эстетически мотивированной статьи А. С. Кушнера, зададим себе вопрос: а какие картины, которые украшали наши комнаты, остались в памяти и как отражены произведения известных художников в изобразительном искусстве и кинофильмах?

Идеальный пример — живописная трилогия народного художника СССР Федора Решетникова (1906—1988): «Прибыл на каникулы» (1947), «Опять двойка» (1952) и «Переэкзаменовка» (1954) (первые две картины остаются хрестоматийными и сейчас — они узнаваемы и любимы). Во всех трех картинах «цитируется» живопись, воспроизведенная в репродукциях. На картине «Прибыл на каникулы» — это «Богатыри» Виктора Васнецова, а далее по цепочке — самоцитаты от Ф. П. Решетникова: на картине «Опять двойка» присутствует картина «Прибыл на каникулы», а на картине «Переэкзаменовка» — «Опять двойка».

На картине «Опять двойка» репродукция выполняет роль календарной стенки, на которой во всей красе и предстает яркий и радостный сюжет картины «Прибыл на каникулы». Календарные стенки — давно ушедшая и забытая деталь советских жилищ. При покупке очередного отрывного календаря (его еще называли численником) иногда приобреталась и новая календарная стенка с репродукциями картин известных художников или цветными художественными фотографиями (например, с изображением детей, цветов). Из моего детства запомнился великий мастер деревенской темы Аркадий Пластов (1893—1972) с его чистейшей водой на полотнах «Родник» (1952) и «Полдень» (1961), которые стали популярными благодаря многочисленным репродукциям как в массовых изданиях (журналы «Огонек», «Работница», «Крестьянка»), так и на календарных стенках (последние, как я узнала позднее, учитывались в выпусках государственного библиографического указателя «Летопись изоизданий»).

 

* * *
В 1979 году в ижевском кинотеатре «Дружба» демонстрировался художественный фильм режиссера Динары Асановой (1942—1985) «Жена ушла». Главные роли там играли Валерий Приемыхов (1943—2000) и Елена Соловей. Роль мужа, Александра Клюева, прораба одной из ленинградских строительных организаций, у Приемыхова была первой ролью в кино, а уже популярная к тому времени актриса Елена Соловей играла жену Веру.

Мое внимание на фильм обратили коллеги-библиотекари, пересказывая друг другу эмоциональную отповедь мужа Александра жене Вере — на ее неожиданный уход из семьи: «Ну кто ты такая? Ну кто ты такая?.. Библиотекарша на сто рублей — с дурацкими идеями насчет всяких там диссертаций!». Судя по контексту, Вера Клюева была библиографом, сотрудником одной из крупных научных библиотек. О теме своего исследования — «Анализ цитирования как метод определения информативности...» — она безуспешно пыталась поговорить с мужем, хотя в повседневном бытовом общении супруги с полуслова понимали друг друга, цитируя Чехова, Дюма... Сын Саши и Веры — одиннадцатилетний Витя — читал Жоржа Сименона, бельгийского мэтра детективного жанра, пропустив из-за ссоры с отцом «потрясный детектив» по телевизору.

На стенах квартиры Клюевых висят живописные «цитаты» — репродукции картин из Государственного Эрмитажа: «Союз Земли и Воды» П. Рубенса (1577—1640), «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи (1452—1519), «Флора» кисти Рембрандта ван Рейна (1606—1669). Женские лики с картин схожи с романтической внешностью Веры, как бы подчеркивая ее возвышенную, благородную, очень ранимую и глубокую натуру.

 

...Знать, надо вымокнуть до нитки,
Знать, надо горюшка хлебнуть,
Чтоб к заколоченной калитке
С надеждой руки протянуть...

Песни Булата Окуджавы (1924—1997) «Старый флейтист» и «В моей душе запечатлен портрет одной прекрасной дамы...» сопровождают действие в начале и конце этой замечательной кинокартины. (В тему — прекрасный снимок Ахата Сахабутдиновича Хисамутдинова: Булат Шалвович Окуджава на крыльце гостиницы «Ижевск» в 1978 году, в Дни советской литературы в Удмуртии. На втором плане мы видим бывший магазин «Искусство», в котором был отдел продажи репродукций — листовых, на холсте в рамах и без, а также эстампов.)

Кстати, в фильме обыграна и ставшая крылатой фраза «Опять двойка», отсылающая к знаменитой картине Ф. Решетникова, — в диалоге отца и сына в сцене за ужином:

— Витя, кому нужен твой портфель с двойками?
— Не знаю...
— Может, учителя украли? Уроки, конечно, не сделал?
— А попробуй без портфеля!
— Значит, опять двойка?
— Очень может быть...

* * *
В композиции жанровой картины ижевского художника Дмитрия Ходырева (1912—1986) «Мамины помощники» (1955) почетная роль отведена репродукции популярной картины художника-передвижника Антонины Ржевской (1861—1934) «Веселая минутка» (1897), которая висит в жилой комнате, где мама с дочкой затеяли уборку, в чем решил поучаствовать маленький сын и брат.

* * *
Очень интересно рассматривать картины, которые висят в учреждениях, в том числе в библиотеках. В рабочей комнате отдела краеведческой и финно-угорской литературы и библиографии (сейчас — Центр национальной и краеведческой литературы и библиографии), еще до масштабного ремонта здания Национальной библиотеки УР, висела замечательная картина удмуртского живописца Семена Николаевича Виноградова «Пельмени» — авторское повторение этого полотна. Ее очень любят библиографы-краеведы, которые все до одного успешно занимаются составительской работой. Оторвавшись ненадолго от библиографирования за мониторами компьютеров, мы давали отдых глазам, глядя на жизнерадостную и созидательную, заряжающую энергией живопись. «Каждый делает свой продукт», — шутя говорили мы о нашей милой сердцу и душе картине, связавшей удмуртскую этнографию с национальной библиографией Удмуртии.

 

* * *
Закольцовывая наш сюжет, вернемся (минуя Вермеера) к Васнецову. В своем стихотворении «Окраина русской земли...», посвященном картине В. М. Васнецова «Богатыри», известный уроженец Удмуртии Владимир Кузьмич Семакин (1922—1990) не случайно акцентировал «приуральский пейзаж», имея ввиду вятские и удмуртские истоки биографии великого русского художника**.

 

* * *
Окраина русской земли.
Тяжелые тучи легли
на плечи увалов знакомых.
Художник не чей-то,
а наш,
и наш, приуральский,
пейзаж,
и трое прославленных конных.

При луке, мече, булаве,
со старшим Ильей во главе
во всем снаряжении предки.
Весь край под защитою их —
от этих былинок сухих
до хвойной невянущей ветки, —

весь край — от осоки в тени
до слова, которым они
вот-вот перемолвятся громко,
умевшие русскую речь
не меньше, чем землю беречь,
и в этом — кто смел пренебречь! —
их гордый пример для потомка.

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Аркадий Александрович Пластов, 1893—1972. — М. : Директ-Медиа ; Издат. дом «Комсомольская правда», 2011. — 48 с. : ил. — (Великие художники; Т. 78).
  • Кушнер А. С. Дельфтский мастер // Пятая стихия : стихи и проза / Александр Кушнер. — М., 2000. — С. 335—368 : ил.
  • Семён Виноградов. — Ижевск : Удмуртия, 2014. — 96 с. : ил.
  • Семакин В. К. Заревые росы : лирика / Владимир Семакин. — М. : Советский писатель, 1982. — 366 с.
  • Художники Удмуртии, 1920—2015 годы = Удмуртиысь суредасьёс, 1920—2015 аръёс / М-во культуры Рос. Федерации. Департамент туризма и регион. политики, НП «Союз музеев Республики Башкортостан, БУК УР «Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств ; сост. и авт. вступ. ст. В. О. Гартиг. — Ижевск : Удмуртия, 2015. — 199 с. : ил. — Текст рус., удмурт.
  • Ян Вермеер, 1632—1675. — М. : Директ-Медиа ; Издат. дом «Комсомольская правда», 2011. — 48 с. : ил. — (Великие художники; Т. 68).

 

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ КАРТИН

  • Васнецов В. М. Богатыри. 1898. Х., м. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
  • Вермеер Я. Ответное послание. Около 1667–1670. Х., м. Национальная галерея Ирландии. Дублин.
  • Вермеер Я. Девушка, играющая на гитаре. До 1670. Х., м. Кенвуд хаус. Лондон.
  • Виноградов С. Н. Пельмени (Пельнянь). 1979. Х., м. Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств. Ижевск.
  • Пластов А. А. Полдень. 1961. Х., м. Государственный Русский музей. Санкт-Петербург.
  • Пластов А. А. Родник. 1952. Х., м. Национальная картинная галерея Армении. Ереван.
  • Решетников Ф. П. Опять двойка. 1952. Х., м. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
  • Решетников Ф. П. Переэкзаменовка. 1954. Х., м. Горловский художественный музей. Донецкая область. Украина.
  • Решетников Ф. П. Прибыл на каникулы. 1947. Х., м. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
  • Ржевская А. Л. Веселая минутка. Х., м. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
  • Ходырев Д. В. Мамины помощники. 1955. Х., м. Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств. Ижевск.

__________________

* В названии публикации использованы первые строки шуточного стихотворения Игоря Иртеньева «Портрет» (1981).

** О династии священников и живописцев Васнецовых упоминается в публикации блога «Интересные факты о Ярском районе».

Оставить комментарий

 

Частичное или полное копирование информации разрешено только с размещением активной ссылки на сайт udmkrai.unatlib.org.ru © 2011—2017 Все права защищены. НБ УР - Край удмуртский