29 сентября клуб «Край удмуртский» провел очередное заседание — «От пьесы до спектакля: встреча с молодыми актерами Национального театра УР», в котором приняли участие литературоведы, писатели, магистранты факультета удмуртской филологии УдГУ, журналисты и, конечно же, сами молодые актеры — выпускники Высшего театрального училища им. Щепкина 2013 года.
Открывая мероприятие, его ведущая — руководитель Центра национальной и краеведческой литературы и библиографии НБ УР Анна Леонидовна Семенова — пояснила, что тема встречи интересна ее организаторам и сvar link = document.getElementById ('link2736');link.onclick = function (){document.location = link.getAttribute ('href');} точки зрения библиотекарей, обеспечивающих потребности читателей: важно понять, как представлена и востребована у нас драма в качестве литературного произведения, в чем проблемы современной удмуртской драматургии, ее перспективы.
Эмоциональный тон мероприятию задали молодые актеры, исполнив своеобразный гимн театру (автор — арт. Алексей Котков). Своим обаянием и артистизмом они сразу же расположили к себе всех присутствующих. «Это долгожданная наша студия, — сказала заведующая литературной частью Национального театра УР Наталья Ивановна Панфилова, представив каждого из актеров. — Последнее пополнение было 16 лет назад. Я их всех помню с 2009-го — каждого со своими страхами, сомнениями. Но вот прошло четыре года, и они практически полным составом являются артистами нашего театра».
Уже год как группа молодых актеров вернулась в Национальный театр Удмуртской Республики. В прошлом сезоне ярким дебютом для многих из них стало участие в постановках «Сон в летнюю ночь» и «Недоросль». Как принял молодежь старейший театр республики, как играется ей в удмуртских спектаклях? На эти и другие вопросы гостей клуба в течение вечера отвечали актеры Марина Самсонова, Константин Никитин, Константин Ложкин, Алексей Котков, Мария Дмитриева... Они вспоминали свой «столичный» быт и годы учебы (в частности, занятия у преподавателя сценической речи Глафиры Николаевны Никольской), впечатления от постановоvar link = document.getElementById ('link2736');link.onclick = function (){document.location = link.getAttribute ('href');} к московских театров. Звучали и сетования на некую «ломку» привыкания к жизни в провинции и наличие большего, чем хотелось бы, свободного времени, однако все ребята были полны энергии, желания работать, творить.
На вопрос: почувствовали ли вы разницу игры в переводных и удмуртских пьесах — молодые актеры не смогли ответить из-за отсутствия достаточного опыта, который ограничивается лишь вводом в музыкально-хореографические сцены спектакля «Сюан» и участием в постановке пьесы Анатолия Григорьева «Эмезь кисьмаку» («В малиновую пору»), которой открывается нынешний, 84-й театральный сезон.
Свое мнение об этой пьесе и в целом о состоянии удмуртской драматургии высказала доктор филологических наук, профессор Татьяна Ивановна Зайцева. Само обращение театра к популярной «перестроечной» пьесе симптоматично — сегодня нет новых хороших драматических произведений. Как бы ни был тяжел в социальном отношении период 90-х годов прошлого века, он оказался результативным и насыщенным в плане литературы. Именно в это время были созданы такие сильные произведения, как трагедии Е. Загребина «Эш-Тэрек» и «Кикы нош весь силе но силе», посвященные Кузебау Герду (за которые писатель был удостоен Государственной премии УР), эпическая трагедия в стихах «Эбга» П. Захарова и, конечно, пьесы «мастера колоритной деревенской комедии» А. Григорьева.
Его первая постановка «Лысву сямен уг тӧлӟы синкыли» («Не сохнут слезы как роса») 1989 года была показана на сцене Удмуртского театра 230 раз; более 100 раз прошел и спектакль «Эмезь кисьмаку». Всё это было значительным явлением — для своего времени, своего этапа. А между тем уже в пьесе «Эмезь кисьмаку» наметилась тенденция к разрушению этического баланса, свойственного традиционной удмуртской драматургии (идущей от фольклора): борьба добра и зла, противостояние положительных и отрицательных персонажей. (По мнению Т. И. Зайцевой, в пьесе нет ни одного положительного героя — люди живут по «ельцинской» политике: обогащайся кто как может.) Возможно, этот процесс деполяризации — как поиск новоvar link = document.getElementById ('link2736');link.onclick = function (){document.location = link.getAttribute ('href');} го содержание, а также поиск новых форм (явление общее для всего современного театра) — причина нынешнего «перерыва» в удмуртской драматургии. Станет ли он периодом накопления и зарождения чего-то качественно нового, покажет время.
С доводами Т. И. Зайцевой относительно тяжелой ситуации в драматургии и театре согласился сам драматург — заслуженный деятель искусств УР Анатолий Леонтьевич Григорьев. «Из истории театра мы знаем, — сказал он, — кто был успешен в драматургии: И. Гаврилов, В. Садовников, Л. Перевощиков, Е. Загребин и др. Знание законов сцены, законов драмы — вот что дает возможность написать хорошую пьесу. И эти законы постигают именно работники театра». Свои надежды на лучшую жизнь Национального театра писатель возлагает, кстати, на молодого «пишущего» актера Алексея Коткова, хотя драматургия требует еще и возраста, знания жизни. Сам Анатолий Леонтьевич свою первую пьесу написал в 33 года. Но уже работая в театре, бывая на обсуждениях пьес, посещая репетиции, он понял, что это еще не драматургия (а пьесу порвал). Что касается пьесы «Эмезь кисьмаку», она создавалась в начале 90-х и была злободневной. Так, шесть лет спектакль был в репертуаре Саранского драматического театра. В Удмуртском театре его ставил талантливый режиссер Александр Вершинин, которому особенно удавались комедии. Нынешняя постановка, по мнению автора, оставляет желать лучшего, но благодаря участию в ней балетмейстера В. Мингалева спектакль все-таки можно назвать удачным.
По словам Анатолия Леонтьевича, только из-за отсутствия новых драматических произведений театр снова взялся за его старую комедию. «Однако у нас плохо не только с репертуаром, у нас плохо со зрителем. Сегодня Национальный театр на 80% играет на русском языке. Зритель идет неподготовленный, спектакли смотрят только премьерные, а ходят только на комедии. Или театр так приучил за 80 лет, или пошла такая жизнь, что люди не хотят ничего серьезного, драматического? Вот моя пьеса-притча “Намер”, поднимающая определенные проблемы, — за два года ее сыграли всего пять раз — народ не идет».
Эту мысль продолжила в своем выступлении кандидат филологических наук, литературовед Вера Григорьевна Пантелеева. Да, зритель в большинстве своем развращен «мыльными операми», но ведь есть и те, кому нужно большее. А значит, нужны альтернативные спектакли, малые залы. Провинциальность проявляется не только в недостаточном количестве прочитанных книг или просмотренных спектаклей, а в первую очередь в отсутствии собеседника, когда не хватает интеллектуальной площадки — литературной, театральной, разной. «Те проблемы, которые мы сегодня затронули, — они общемировые или, по крайней мере, общероссийские. Их много и в национальной литературе, национальном театре, национальной науке. И можно жить и вечно плакаться, а можно — работать, творить». Молодым актерам Вера Григорьевна пожелала самостоятельно выстраивать и развивать свой «внутренний сюжет», быть востребованными, штучными, индивидуальными, чтобы в творчестве не снисходить, а поднимать — до себя.
Мероприятие сопровождала книжная выставка «Удмуртская пьеса на сцене театра», подготовленная сотрудниками Центра национальной и краеведческой литературы и библиографии, экспозицию которой составили произведения классиков удмуртской литературы (И. Гаврилов «Кезьыт ошмес», В. Садовников «Тыло вӧсь», Н. Самсонов «Вунэтэм шундыберган» и др.), вошедшие в «золотой фонд» национальной драматургии, публикации драматургов Удмуртии среднего и младшего поколений, а также справочные и энциклопедические издания. Для оформления выставки были использованы афиши и фотографии сцен из спектаклей Национального театра УР.
Фотогалерея
Видео