17 декабря последнее в 2019 г. заседание клуба «Край удмуртский» Национальной библиотеки УР было посвящено 125-летию ижевского парохода.
В «Журнале хозяйственного комитета Ижевских оружейного и сталеделательного заводов» есть запись от 16 декабря 1894 г. «Об уплате Воткинскому заводу 5458 р. 43 коп. на изготовление парохода», которая начинается так: «В 1892 году для перевозки дров с пристаней заводского пруда был приобретен от Воткинского завода пароход...». 1 мая 1893 г. в команду судна был принят первый человек — штурвальный Сергей Измалков, 13 мая судно впервые упомянут как «Иж» и 2 сентября «принято в инвентарь». А день, когда ижевские заводы окончательно рассчитались за построенный пароход и он был «поставлен на баланс предприятия» — 16 декабря 1894 г. — считается днем рождения ижевского пароходства.
На заседании клуба выступил д-р техн. наук Николай Витальевич Митюков. История флота и судостроения, в том числе в Вятском крае, не один год является его страстным увлечением и предметом научных исследований. Ученый поделился малоизвестными фактами и своими последними открытиями по теме, сделанными на основе архивных документов, представив это в виде электронной презентации.
О Николае Витальевиче говорят, что он изучает судьбы пароходов словно биографии людей. С этим трудно не согласиться, тем более что жизнь некоторых ижевских пароходов не менее удивительна и богата на события, чем жизнь их владельцев. Рассказывая о купеческом пароходстве, Николай Витальевич остановился на судах ижевского купца И. И. Бодалева, строившего их для перевозки дров. Так, его пароход «Ижевск» был несколько раз переименован и назывался в разное время «Александр», «Новониколаевск», «Услуга», «№ 66» и снова «Услуга». Пароход «Мария» стал «Николаем», и последнее упоминание о нем относится к периоду Гражданской войны, а его дальнейшая судьба остается загадкой.
Разговор об ижевских пароходах был бы неполным без уникальных фотографий из личного архива краеведа и фотографа Сергея Николаевича Селивановского. «Всё мое детство прошло на пруду. Я всё время ходил на пристань, чтобы полюбоваться пароходом “Свобода” и сфотографировать его», — рассказал, в частности, Сергей Николаевич. Уникальный снимок был представлен участникам встречи.
Своими воспоминаниями поделился бывший директор Муниципального унитарного предприятия «Пристань Ижевск» Валерий Константинович Луняшин.
Еще одним гостем клуба стал историк, краевед, издатель научного журнала «Иднакар» Алексей Владимирович Коробейников, который рассказал о роли пруда в жизни Ижевска. Делясь своим мнением о выступлении Н. В. Митюкова, Алексей Владимирович отметил, что Николай Витальевич выполнил «принципиально важную работу», которая может стать основой для полноценной книги об ижевских пароходах. «История ижевского пароходства является неотъемлемой частью истории нашего города, поэтому эту тему важно продолжать изучать», — отметил он.
Книги и публикации гостей клуба — Н. В. Митюкова, С. Н. Селивановского, А. В. Коробейников, в ряду других изданий по теме встречи, были представлены на книжной выставке из фонда Центра национальной и краеведческой литературы и библиографии «Пароход невидимый загудел вдалеке... К 125-летию ижевского пароходства».