15 октября на заседании клуба «Край удмуртский» состоялся вечер воспоминаний о художнике Григории Чайникове (1960—2008).
Имя нашего земляка, художника Григория Леонтьевича Чайникова — не на слуху. А ведь он признан выдающимся мастером и даже классиком российской реалистической живописи, которым стал уже при жизни — такой насыщенной и такой короткой: сегодня ему было бы всего 58 лет...
«Чайников — мегахудожник, ярчайшая творческая личность. Профессионал, тонко чувствующий жизнь, — таких мало. Однако главный парадокс судьбы его творчества — в том, что при всей его безграничной любви к России, излитой в собственных картинах, на родине его работ очень мало. Более того — их почти нет. Соответственно, творчество его недостаточно знакомо соотечественникам, а вот за рубежом он очень широко известен и высоко оценен. Там же преимущественно хранятся и его работы, к которым только после его смерти проявился повышенный интерес, в том числе и в России»*.
В 41 год Григории Чайников стал членом-корреспондентом Российской академии художеств и заслуженным деятелем искусств Удмуртской Республики — хотя в музеях его малой родины нет ни одной его работы (а всего художник написал около трех тысяч полотен, многие из которых признаны искусствоведами национальным достоянием). Даже на выставке, проходившей в республике после смерти художника, были представлены лишь фотокопии его картин.
На встрече в клубе, в читальном зале Центра национальной и краеведческой литературы и библиографии, было выставлено несколько живописных полотен художника — вернее, их фотокопии, которые совсем недавно привез из Москвы брат художника, Сергей Леонтьевич. В вечере воспоминаний приняла участие также сестра Григория Леонтьевича — Ангелина Леонтьевна.
Г. Л. Чайников родился в с. Грахово УАССР. Рано остался без родителей — их заменила бабушка (ей художник впоследствии посвятил не одну картину). Душевные слова о брате высказал Сергей Леонтьевич Чайников: «О Грише надо говорить больше, чтобы народ знал. Он получил мировое признание. О себе брат рассказывал мало — многое я узнавал из прессы или от его друзей. Иностранцы приезжали целыми автобусами, чтобы купить его картины. Но Гриша был талантлив не только в этом. Всё, что он делал, у него хорошо получалось. Он всегда был упертый, всегда добивался того, что хотел, и всегда знал, что ему нужно. В школе его уважали — по натуре он был лидер, но о нем всегда тепло отзывались. Каждая его художественная работа — это достояние России. Все говорят, что он работал на износ. Таким он был с детства... И планы у него всегда были большие».
Это подтвердил и однокурсник Григория Леонтьевича по худграфу УдГУ Владимир Алексеевич Хлебников: «Чайников всегда был целеустремленным, жил с огоньком. Заводной был человек. Всегда участвовал во всех спортивных мероприятиях, в жизни худграфа. С первого курса его заметил наш ведущий художник Холмогоров. Григорий целенаправленно писал портреты, стремился делать серьезные профессиональные работы. Мы рисовали во время занятий и после занятий — в общежитии друг друга рисовали. Здесь, на книжной выставке, вы можете увидеть рисунки-наброски — это Григорий рисовал меня и Юрия Лобанова, тоже нашего однокурсника».
Несколько карандашных рисунков и два акварельных портрета — ранние студенческие работы Григория Чайнкикова, которые хранятся сейчас в архиве В. А. Хлебникова, были представлены на организованной специально для мероприятия выставке «"Неизвестный" Григорий Чайников». В экспозицию вошли статьи о художнике в республиканской периодике (журналы «Республика», «Инвожо», «Кизили»), электронное издание — библиографический указатель «Удмуртские мотивы в изобразительном искусстве», составленный специалистами библиотеки, где есть информация о Г. Чайникове и репродукции десятка его картин (указатель доступен на сайте НБ УР: http://izdania.unatlib.ru/hudozhniki/), и единственное на сегодняшний день издание, максимально полно представляющее художественное наследие живописца, — книга-альбом «Григорий Чайников» (М. : Белый город, 2009. — 64 с.)*. Авторы-составители (В. Погодин, С. Ткачев, А. Ткачев) включили в книгу рассказы художника об истории создания его произведений, размышления о целях, задачах, этических проблемах творчества, приемах профессионального мастерства. В альбоме воспроизводятся как известные произведения Чайникова (портреты, пейзажи, натюрморты, интерьеры), так и работы, создававшиеся им «для души».
Горячий почитатель творчества Г. Чайников — гл. библиотекарь Центра национальной и краеведческой литературы и библиографии Надежда Петровна Лимонова (не один год руководившая работой клуба) отметила: «Жаль, что у нас в библиотеке только одна книга о Григории Чайникове. Я не могу жить без картин этого художника — великое они задевают — так, что на душе слезы!.. Но мы договорились с семьей художника о сотрудничестве. Родные Григория Леонтьевича передадут в фонд Национальной библиотеки материалы о нем и новую книгу, которая выйдет в скором времени».
Григорий Чайников хорошо чувствовал глубинку — не только ее нелегкий быт, но и истинные ценности. Он не любил подражателей, не рисовал портретов богатых, писал своих друзей, писал простых людей. «Многие посетители его выставок были удивлены, что, несмотря на смутный характер времен, художник смог сохранить родниковую чистоту своего творчества. В его полотнах — проникновенная любовь и нежность к родной земле» (источник).
В Удмуртии имя Григория Чайникова не дает забыть инициативная группа во главе с Жанной Васильевной Антиповой. Активисты (многие из них приняли участие в вечере) организуют выставки, вечера памяти художника, публикации о нем в газетах и журналах. Фото с выставок, посвященных творчеству Григория Чайникова, также были представлены в составе книжной экспозиции.
В завершение мероприятия участники встречи посмотрели уникальные кадры интервью с художником, прослушали фрагмент радиопередачи о нем.
_________________
* Большая подборка фото картин художника выложена на сайте «Искусство».