В книге, изданной к 75-летию Сарапульского электрогенераторного завода, раскрывается авиационная история города Сарапула.
«...Первыми на сарапульской земле оставил свои следы шасси аэроплан “Блерио”, пилотируемого Александром Васильевым¹. Случилось это во время проведения показательных полетов 15 июля 1912 года на городском беговом ипподроме, что находился в излучине поймы реки Большая Сарапулка. Это примерно там, где сегодня расположен 3-й Дубровский переулок.
В 1918 году Сарапул обзавелся собственным аэродромом, оборудованным на лугу рядом с винокуренным заводом 5-м авиаразведывательным отрядом под командованием Алексея Туманского. Поблизости, в особняке бывшего владельца кожевенного завода, расположился штаб отряда, летный состав, техническая и хозяйственная часть.
На аэродроме ускоренными темпами шла сборка “ньюпоров” и “сопвичей”, прибывших в разобранном виде по железной дороге, их облет и подготовка к боевым действиям на Восточном фронте Гражданской войны.
А через год на аэродроме уже базировался дивизион “Илья Муромец”. Отсюда взлетали последние 12 “Муромцев”, собранные в мастерских 14-го авиазавода приехавшими в Сарапул из Петрограда рабочими Русско-Балтийского завода» (с. 113).
К началу 1920-х гг. «самолеты С-22 “Илья Муромец” были уже практически изношены. Начать же выпуск их усовершенствованных модификаций не представлялось возможным, так как конструктор Игорь Сикорский находился в эмиграции». «Город Сарапул вошел в историю российской авиации как место, где в 1921 году был построен первый советский гражданский самолет. Вне Сарапула теперь, наверно, мало найдется людей, кто слышал о самолете со странноватым именем “КОМТА”², хотя историки отечественной авиации отводят ему весьма почетное место, несмотря на его очень короткую жизнь» (с. 29).
История Сарапульского электрогенераторного завода начинается с предвоенных лет:
- «В соответствии с Постановлением СНК Союза ССР и ЦК ВКП(б) от 17/XII-1939 г. за № 2063 в г. Сарапуле Удмуртской АССР было начато строительство завода № 132-бис — дублера Московского завода № 132, специализировавшегося на самолетных самопусках» (с. 214).
- «15 февраля 1940 года Постановлением исполнительного комитета Сарапульского городского Совета депутатов трудящихся была отведена площадка для строительства завода. В апреле 1940 года завод 132-бис получил собственное имя — завод № 284 НКАП» (с. 215).
- «Война внесла свои коррективы в судьбу строящегося завода. 6 февраля 1942 года вышел Приказ наркома авиапрома СССР № 100с, предписывающий в целях дублирования производства электроагрегатов для авиапромышленности организовать на заводе № 284 производство самолетных генераторов, поэтому 1942 год считается годом рождения Сарапульского электрогенераторного завода» (с. 217).
В августе 1942 года заводом была выпущена первая партия собственной продукции — генераторы для пикирующего бомбардировщика ПЕ-2.
В послевоенные годы продукцией завода, отвечающей требованиям времени, были оборудованы практически все отечественные самолеты и вертолеты. Сегодня акционерное общество «Сарапульский электрогенераторный завод» — один из главных поставщиков электротехнического авиационного оборудования для российских летательный аппаратов и ракетной техники. Выпускаемые им авиационные бортовые системы энергообеспечения являются конкурентоспособными на мировом рынке.
В издание вошли биографии легендарных авиаторов и конструкторов, так или иначе связанных с городом Сарапулом; воспоминания и биографии руководителей и ветеранов труда завода; сведения о современном производстве и активной общественной жизни коллектива предприятия. Книга богато иллюстрирована, включает в себя большое количество архивных документов и фотографий.
Колыбель высокого полёта / авторы-составители О. В. Калинина, Л. А. Высоцкий. — Ижевск : Удмуртия, 2017. — 600 с. : ил.
______________
¹ Александр Алексеевич Васильев (1882—1918) — один из первых российских летчиков.
² Название триплана КОМТА — это аббревиатура от «Комиссия по тяжелой авиации».