Современный читатель легко может найти информацию об авторе, издателе, времени и месте выхода любой книги — стоит лишь взглянуть на титульный лист, который всегда располагается в самом ее начале. Раньше роль титульного листа играл колофон (от греч. «концовка» или «последняя строка»). На производство рукописной книги уходило порой немало времени (так, на переписку самой ранней книги — «Остромирово евангелие» потребовалось около 7 месяцев, т. е. «производительность труда» составляла полтора листа в день), и было удобно выходные данные располагать на последней странице.
Традиция помещать в конце издания сведения: о названии книги, ее авторе, месте печатания, типографии, именах печатников и издателей, а также дату выхода книги — сохранялась еще долго и в печатных книгах. Зачастую эти сведения были неполными, а иногда и заведомо ложными. Почему? Попробуем разобраться.
Ярким примером такого издания является одна из книг, хранящихся в нашем отделе. Выходные сведения ее находим в колофоне, расположенном на обороте последнего листа с колонцифрой 232, и читаем: «Сия с<вя>тая и б<о>годухновеная книга часовник сосвятцами напечатася в граде Вильне в лето 7302 спреже печатанного в ц<а>рствующем граде Москве в ц<а>рство бл<а>гочестивого ц<а>ря Алексия Михайловича, а впатриаршество святейшего Иосифа патриарха».
Имена представителя царской фамилии и патриарха дают нам подсказку — книга перепечатана с оригинала, появившегося в Москве в середине XVII столетия. Издание состоит из двух частей: наряду с Часовником, содержащим тексты молитв суточного богослужебного круга, здесь содержатся Святцы (месяцеслов), в котором перечислены святые, память которых церковь отмечает в течение всего года. Обычно эти тексты печатались по отдельности.
Книга датирована 7302 годом по византийскому летоисчислению — от «сотворения мира». Для перевода даты на современное летоисчисление (от «Рождества Христова») вычитаем 5508. В результате получаем год издания 1794-й. Однако в достоверности этой даты нам дает повод усомниться внимательное изучение бумаги — она шершавая, грубой фактуры и голубого цвета. Именно так выглядела бумага на рубеже XVIII и XIX вв., которую изготавливали в то время в России вручную. Кроме того, на бумаге того периода, как правило, были клейма — водяные знаки, или, как их еще называют, филиграни — видимые на просвет изображения предметов домашнего обихода, гербов, церковной утвари и т. д. Вот и в нашей книге на некоторых листах имеется так называемая «белая дата» — годы отливки бумаги — 1801 и 1803 гг. Они-то и убеждают окончательно, что Часовник со Святцами мог появиться только после указанных дат, но никак не раньше.
И еще о бумаге. Во многих типографиях подобную ей часто использовали для производства старообрядческих книг. Например, в Виленской типографии. Город Вильна (ныне Вильнюс) в 1795 г. вошел в состав Российской империи. В этот период в России, в соответствии с указом Екатерины II от 1783 г., была свобода печатания старообрядческих книг. Позже, после отмены указа в 1796 г., типографы, чтобы избежать преследования, порой сознательно указывали не только ложную дату выхода книги, но и место ее печатания.
Часовник со Святцами, как указано в колофоне, был напечатан в Вильне. Книга оформлена заставками (украшениями, оттиснутыми с гравировальных досок и размещенными в начале разделов), идентичными тем, которые имеются и в некоторых других виленских изданиях. В альбомах орнаментики, составленных современными исследователями старообрядческого книгопечатания А. В. Вознесенским и Е. А. Емельяновой, можно увидеть изображения этих заставок, которые дают ориентиры для уточнения выходных данных нашей книги1. Всего в ней размещено 28 заставок с 6 гравировальных досок. Наиболее часто используемая доска употреблялась в Виленской типографии еще в 1780 г.2
В процессе идентификации выходных данных книги исследовался также целый ряд других ее внешних признаков, таких как высота шрифта (высота 10 строк), формат полосы набора, количество строк на странице, особенности счета листов и тетрадей и др. Выяснилось также, что описание издания отсутствует в вышеупомянутых каталогах, являющихся наиболее авторитетными библиографическими источниками по старообрядческой печатной книге. Обнаружено пока одно весьма скупое упоминание интересующего нас издания3.
На данном этапе определения выходных данных книги мы можем утверждать лишь то, что она напечатана не в 1794 г., как указано в колофоне, а после 1803 г. (место печатания пока остается под сомнением). В то время, действительно, «при печатании старообрядческих изданий виленские типографы были вынуждены прибегнуть к указанию ложного времени выпуска книг. Подобные выходные сведения появились начиная с изданий, напечатанных после 1802 г., что, возможно, было связано со строгими предупреждениями, вынесенными в 1803 и 1804 гг. Виленским университетом, о возможном наказании тип., если она не будет представлять книги в цензуру»4.
Известен и тот факт, что Вильна порой указывалась в выходных сведениях книг, напечатанных в типографии П. И. Селезнева в Махновке и К. Колычева в Янове5. Много интересного о деятельности этих типографий, а также нелегких путях издания и перипетиях бытования старообрядческих книг можно узнать из Приложения к «Очеркам поповщины» Павла Мельникова-Печерского, чье творчество было посвящено в основном описанию среды и нравов староверов6.
Ну а нам предстоит продолжение исследования.
_________________
1 Кириллические издания старообрядческих типографий конца XVIII — начала XIX века : каталог / сост. А. В. Вознесенский ; Ленингр. гос. ун-т. Л., 1991. — 159 с., [24] л. ил.; Старообрядческие издания кирилловского шрифта конца XVIII — начала XIX в. : каталог / Е. А. Емельянова ; Российская гос. б-ка, НИО редких книг (Музей книги). М., 2010. — 640 с., [76] л. ил.
2 См. альбом орнаментики А. В. Вознесенского (№ 84—87). В процессе использования доска трижды частично разрушалась. В нашей книге использована заставка после второго разрушения, которое произошло во время печатания Канонника, также с указанием ложной даты выхода — 1794 г. (на бумаге 1801—1802 гг.). Вслед за ним был напечатан наш Часовник, в котором еще нет следов третьего разрушения доски, произошедшего во время печатания Псалтири с указанием даты 1796 г. (на бумаге 1801—1803 гг.).
3 Фишман О. М. Тихвинские карелы-старообрядцы: методология и результаты комплексного изучения феномена локальной этноконфессиональной группы : дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.07 / Фишман Ольга Михайловна. С. -Пб., 2011. С. 285.
4 Книгоиздательская деятельность старообрядцев (1701—1918) / А. В. Вознесенский, П. И. Мангилев, И. В. Починская. Екатеринбург, 1996. С. 9.
5 См.: Емельянова Е. А. № 363 и др.
6 См.: Записка о старообрядческих типографиях в Клинцах, Махновке, Янове Майдане Почапниецком // Мельников П. И. (Андрей Печерский). Полн. собр. соч. М., 1898. Т. 14. С. 164—202.