Книга о селе Чеганда Каракулинского района Удмуртии — это прежде всего книга о его людях. Вся история села, его жизни и сопричастности жизни страны рассказывается авторами максимально «поименно». В книге даны сведения о жителях Чеганды — участниках войн ХХ века — начиная с русско-японской и Первой мировой и далее — Гражданской, Великой Отечественной; о тружениках тыла, солдатских вдовах и детях войны; о тех, кто строил колхозы и подвергся «раскулачиванию»; кто растил хлеб, учил и лечил, прославил свою малую родину, выйдя в большую наук, и многих-многих других, внесших свой вклад в развитие села.
«Современная Чеганда появилась уже в 17-м веке. Выбрано было удачное место на высоком берегу при стечении двух рек — Камы и Чегандинки. Это обычное расположение древних поселений. Оно раскинулось с севера на юг протяженностью до 1,5 км и с востока на запад вдоль реки Чегандинки — до 3 км.
С 1708 г. <...> Чегандинская волость входила в состав Уфимской провинции Казанской губернии, а в 1791 году была причислена в Вятскую губернию. <...> Чеганда являлась волостным центром <...> В селе Чеганда была построена церковь в честь святых Петра и Павла и называлась — Петропавловская. В 1870 году, по названию церкви, и село наше получает второе название — Петропавловское. Тогда у многих сел были двойные названия: официальные и местные» (с. 11—15).
О происхождении названия Чеганда «сами жители села точных сведений не имеют, но есть предположение, что оно связано со словом “чеган”, что в переводе с тюркского означает “клен или кленовая роща”. По крайней мере, так утверждал старожил Чеганды Максим Захарович Перескоков <...>». Топонимист М. Э. Мурзаев и доктор филологических наук М. Г. Атаманов считают, «что топоформант “ганда” и “гында” восходят к индоиранскому источнику (например, персидское слово “нанда”, афганское “нанд” — “ров”, древнеиндийское слово “нантха” означает “стена, город”). <...> Другими словами, Чеганда, Быргында и Ныргында означают укрепленное поселение, или городище» (с. 19—20).
В окрестностях села Чеганда находится большое количество археологических памятников: урочище Чеганда, городища Чеганда-I, Чеганда-II и Чеганда-III, могильник Чегандинский-II. «Внимание туристов из различных городов, сел нашей страны привлекают Чегандинские пещеры. Пещеры, расположенные на правом берегу Камы, напротив реки Белой, являются своеобразным памятником нашего села. Много легенд ходит о них. Некоторые рассказывают, что они естественного происхождения и служили убежищем для бедных людей. Другие говорят, что эти пещеры вырыты давным-давно с целью добычи медной руды» (с. 37).
«В народе бытует легенда о том, что побывал в наших местах и сам Степан Разин, скрывался в наших пещерах вместе с остатками своего войска. Жители Чеганды принимали участие и в Башкирском движении под руководством Сента Садирова (1675—1683 гг.).
В 18 веке по всей России полыхало крестьянское восстание под предводительством Е. И. Пугачева. <...> Сам Пугачев в нашем селе не был, но отряды его войска по Каракулинскому району прошли. Наши крестьяне принимали участие в этом грозном восстании, но не активно, т. к. большой популярностью в наших местах Пугачев не пользовался» (с. 14).
Автор книги — Лидия Федоровна Урванцева — родилась и училась в селе Чеганда. Работала инженером-программистом на Ижевском механическом заводе, учительницей математики и информатики в школах Ижевска. После выхода на пенсию вернулась в родное село. Соавторы Лидии Федоровны — «хорошо известны жителям Чеганды. Их биографии вы найдете на страницах данной книги» (с. 2). Это историк и краевед с. Чеганда Маргарита Ивановна Юрина, учительница Чегандинской школы Нина Ильинична Ворончихина и библиотекарь Любовь Александровна Белоусова.
Урванцева Л. Ф., Юрина М. И., Ворончихина Н. И., Белоусова Л. А. Село мое родное, родная сторона. — Ижевск, 2016. — 487 с. : фот.