«Красота в изгнании» — ижевская нить: вышитый крест чужбины
thumb image

 

Книга почетного члена Российской академии художеств, историка моды, театрального художника и телеведущего Александра Александровича Васильева «Красота в изгнании»1 является весьма востребованной в нашей библиотеке. Этот высокохудожественный фолиант выдержал более 15 изданий (в 2000, 2003, 2004, 2005, 2008 гг. и далее), переведен на английский язык в Нью-Йорке в 2000 г.

«Эта книга дает понять, как русские эмигранты старались выжить в ожидании — как многим верилось — неминуемого возвращения на родину. <...> Брались за все, что давало им средства пережить время до возвращения на родину. И не только мужчины, но и женщины взялись работать... <...> Русские в эмиграции не падали духом, даже когда возвращение на родину из неминуемого сделалось уже миражом» (с. 7), — свидетельствует во вступительной части книги князь Николай Романович Романов, сам живший в эмиграции.

Действительно, монография Александра Васильева является ценным документальным источником по истории Русского зарубежья, в котором вынужденно пребывали и наши земляки — бывшие жители Ижевска. Так, в главе «Русский Харбин» упоминается (хотя и без уточнений бывшего места жительства) имя эмигрантки Зои Васильевны Евдокимовой: «В Харбине работало больше 70 дамских портных, шивших “платья на все случаи жизни”. Вошедшая в европейскую моду в бурные 20‑е годы вышивка побудила некоторых эмигранток заняться этим ремеслом. Вышивальные мастерские держали Надежда Григорьевна Захарова, Зоя Васильевна Евдокимова, Юлия Ивановна Симоченко и художница Нина Алексеевна Стржешевская» (с. 21).

   

    

Зоя Васильевна Евдокимова (1897–1976), урожденная Сýнцева (по другим источникам Сунцóва), — эмигрантка из Ижевского завода Вятской губернии, оказавшаяся на чужбине в трагический период исхода соотечественников в результате братоубийственной Гражданской войны 1918–1920 гг. Она была замужем за Матвеем Евдокимовым (1887–1920), совладельцем и управляющим оружейной фабрикой, принадлежащей его отцу Адриану Никандровичу Евдокимову (1844–1917).

 

 

 

 

 

Внучка З. Е. Евдокимовой — Нина Николаевна Загарис (урожденная Сунцева, во втором браке Macchia), гражданка США, в 1992 году впервые посетившая Ижевск, на встрече с сотрудниками Центрального государственного архива Удмуртской Республики рассказывала: «В 1919 году сын А. Н. Евдокимова Матвей с женой Зоей Васильевной и полуторагодовалым сыном Николаем покинул родной город вместе с отступавшей за Каму повстанческой Ижевской народной армией. Намерения навсегда покинуть Россию не было. Они уезжали от войны, от грабежей и издевательств, от голода. Надеялись вернуться домой рано или поздно...
Сначала семья Матвея Евдокимова уехала в Пермь, где жили родители Зои, затем перебрались в Томск. Под ударами красных все дальше и дальше откатывалась на восток белая армия. С ней все дальше удалялись от дома Евдокимовы.
В итоге добрались до Маньчжурии. Здесь Матвей Адрианович заболел тифом и умер. Тяжелые испытания вынесла его молодая жена, оставшись в чужой стране с малолетним сыном на руках.

Зоя Васильевна шесть лет прожила в Харбине, сохраняя российское подданство»2.

В публикациях Эрнестины Витальевны Алексеевой, посвященных генеалогии известных старинных ижевских династий, также имеются сведения об эмигрантской жизни Зои Васильевны Евдокимовой и ее родственников по линии Сунцевых: «Первое время [Зоя Васильевна с сыном] жили в полузатопленном доме, а затем в доме, где был полицейский участок и тюрьма. Из полицейского участка часто слышались крики китайцев, подвергаемых пыткам, что превращало в кошмар жизнь жителей дома, особенно детей. Зоя обратилась за помощью к русской полиции, после чего пытать арестованных стали уже в тюрьме. <...>
Бельгийские оружейники, имевшие в свое время отношения с мужем Зои Матвеем, предложили ей с сыном переехать в Бельгию, обещали обеспечить всем необходимым и оплачивать обучение сына. Она отклонила их предложение, поскольку в Харбине уже имела собственное предприятие по пошиву одежды»3.

    

    

    

    

«Большинство <...> харбинцев старались одеваться по европейской моде, следуя указаниям модных парижских журналов, а не Шанхая, крупнейшего международного центра в довоенном Китае. Одежду покупали в модных магазинах или заказывали у портных. Специфика харбинской моды состояла в “русской замкнутости” города, где все были “свои”. Если в Константинополе, Берлине и Париже русские составляли лишь часть иностранной колонии, то Харбин был ими наполнен. Удивлять русскими вышивками и мехами никого не приходилось»4.

Кустарные вышитые изделия были частью как русского, так и европейского быта тех далеких лет. Мельчайшие детали и подробности эмигрантского бытового уклада, включающие описание интерьерной и костюмной вышивки, нашли свое отражение, в частности, в романе Александра Ивановича Куприна «Колесо времени», написанном в Париже в 1929 году: «Я повернулся лицом к той стене, которая до сих пор была у меня за спиною. И я вдруг увидел удивительную вещь. Прямо напротив меня, совсем закрывая ясеневое панно, стоял необычайной величины великолепный павлин, распустивший свой блистательный хвост. Сначала мне показалось, что я вижу редкостное, по размерам и красоте, чучело, потом я подумал, что это картина, прекрасно написанная масляными красками, и, только подойдя поближе, я убедился, что передо мною — изумительная вышивка на светло-оранжевом штофе зелеными и синими шелками всевозможных тонов, нежнейших оттенков и поразительных, незаметных переходов из цвета в цвет.
Я искренне восторгался: “Какое волшебство! Это уже не рукоделие, а настоящее художественное творчество! Кто сделал такую прелесть?”
Она ответила с кокетливой застенчивостью и с легким реверансом:
— Ваша скромная и покорная служанка, о мой добрый господин. <...>
— <...> Что же касается до моих экранов, то я отсылаю их в Париж, в известный магазин редких вещей, и, надо сказать, мне там очень хорошо платят. <...>
<...> ...ручная работа шелком по атласу, весьма медленная и кропотливая. <...>
И вот она оказалась всего лишь трудящейся женщиной, живущей вышивальной работой... Наверное, ребро указательного пальца левой руки привычно истыкано у нее иголкой. Замечал я это или не замечал?»5.

    

Зое Васильевне Евдокимовой, имевшей художественное образование (она закончила Академию искусств в Москве) и вкус к красивым вещам, рукоделие стало верным подспорьем в жизни на чужбине — как в китайском Харбине, так и в американской Калифорнии, где впоследствии она с сыном Николаем, матерью Агнией Александровной, сестрой и братьями обосновалась навсегда.

Принимая гражданство США, Зоя Васильевна сменила фамилию по мужу на девичью — Сунцева. Фамилия «Евдокимова» — и в плане фонетики, и в плане орфографии — вводила в ступор американских чиновников: ни произнести, ни написать ее правильно они не могли. Вероятно, тогда же, в результате англо-американской адаптации, широко распространенная в Приуралье фамилия Сунцóва с ударением на втором слоге трансформировалась в Сýнцева, с ударением на первом слоге. «В Калифорнии она занималась продажей цветов, батиком, работала на фабрике вышивки и плетения. В Сан-Франциско в 1937 г. вышла замуж за Михаила Маркова (1895—1982). От второго брака было двое детей»6.

Внучка Зои Евдокимовой (Сунцевой) Нина Загарис, профессиональный музейный работник, переняла бабушкину склонность к художественному творчеству, выразив себя в увлечении ткачеством и историей костюма.

 

à propos de...

СХЕМЫ ВЫШИВОК ИЗ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ ИЗДАНИЙ
(из коллекции автора публикации)

             

    

    

 

Автор выражает благодарность Юрию Аркадьевичу Зуеву, читателю Удмуртской республиканской библиотеки для слепых, бывшему инженеру НИТИ «Прогресс» за дружескую помощь в подготовке материала.

____________________

1 Васильев, Александр. Красота в изгнании: творчество русских эмигрантов первой волны: искусство и мода / науч. ред. Е. Беспалова. М. : Слово/Slovo, 1998. – 480 с. : ил.
2 Красильникова, Наталья. Двустволка от Евдокимова // Свое дело. 1999. № 2 (25). С. 13.
3 Алексеева Э. В. Родословная ижевских фабрикантов охотничьего оружия. XIX–XX вв. Ижевск, 2009. С. 58; Алексеева Э. В. Евдокимовы // Предпринимательские династии Камско-Вятского региона. XVIII–XX вв. : коллективная монография / УИИЯЛ УрО РАН. Ижевск, 2008. С. 116.
4 Васильев, Александр. Красота в изгнании... С. 113.
5 Куприн А. И. Колесо времени : роман // Куприн А. И. Собр. соч. : в 9 т. М. : Худож. лит., 1973. Т. 8. С. 41–42, 50–51.
6 Алексеева Э. В. Родословная ижевских фабрикантов охотничьего оружия. С. 59.

3 017 посетит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *