Актриса Янина Болеславовна Жеймо (1909–1987), более всего известная отечественному кинозрителю как исполнительница главной роли в послевоенном, добром и светлом, художественном фильме «Золушка» (1947), принадлежала к третьему поколению цирковой династии Жеймо, родоначальником которой был уроженец Варшавы Вацлав Жеймо.
В детские годы в составе семейной труппы Яня Жеймо выступала в Вятской губернии — в поселке Ижевский завод в 1914 году и поселке Воткинский завод в 1917 году. Об этом можно прочесть в книге ижевского журналиста и краеведа Вячеслава Яковлевича Безымяннова1 и статьях воткинских краеведов Зои Анатольевны Владимировой2 и Эмилии Михайловны Башегуровой3. По воспоминаниям самой Янины Болеславовны4, цирковая семья гастролировала также в Челябинске, Барнауле, Тобольске, Тюмени. География этих выступлений на Урале и в Сибири была связана с именем ижевского антрепренера Александра Гавриловича Коромыслова (1859—1919), который был владельцем цирка-шапито в Челябинске, содержал деревянные цирковые здания в Ижевском заводе, Новониколаевске (ныне Новосибирск), Тюмени, Тобольске.
Среди цирков Коромыслова именно тобольский стал свидетелем первого успеха в 1913 году четырехлетней Янечки Жеймо — девочки-клоуна. «Ее дебют состоялся еще в коромысловском цирке, в Тобольске, где, выступая в роли маленькой барабанщицы, Янина просто-напросто покорила публику. А на одном из выступлений на арену вышел сибирский купец, снял с плеча шубу соболиного меха и бросил ее к ногам маленькой артистки. Овация долго не смолкала»5.
В новом здании Тобольского цирка состоялось и первое знакомство циркового предпринимателя с семейством Жеймо, заявившим на антрепризу шесть человек. «“Коллега, я не вижу шестого в твоей команде, уж не морочишь ли ты мне голову?” — вопрошал Коромыслов, обходя полуаршинным шагом стол, за которым восседали его новые артисты. Ответ не заставил себя ждать и явился в виде короткой, но выразительной пантомимы, содержащей единственный жест — указующий перст Вацлава Жеймо в сторону открытой двери, на пороге которой играла с любимой хозяйской и цирковой собачкой Джизиком девочка с огромным красным бантом на макушке. Коромыслов тоже картинно возвел руки вверх: мол, всё ясно. “Это Янина Жеймо — будущее моего — простите, нашего — цирка, — представил Жеймо маленькую артистку и добавил: — Моя внучка”»6.
В следующем, 1914 году «секстет» участвовал в гастрольных представлениях в Ижевском цирке. «Затем вышло семейство Жеймо: сам Вацлав, дочь Мария, старший сын Болеслав и его жена Анна, их дети — Елена и Янина. Они играли на самодельных дудочках, а младшенькая, Янина, неистово колотила в барабан, не мешая коллективу эксцентриков воспроизводить мелодии простеньких музыкальных пьес и русских народных песен. Затем перед зрителями предстали гротеск-наездница, мастер конной выездки, акробаты и воздушные гимнасты. Цирковая семья высокого исполнительского мастерства — есть такой штамп. Пусть будет!»7
Вместе с членами семьи Жеймо в Ижевском заводе выступал клоун Анатолий Дуров. «Коромыслову словно на голову свалился молодой талантливый артист, ставший в его цирке первым представителем династии Дуровых. Вскоре к Анатолию Анатольевичу приехала молодая жена Анна Гельд, закопёрщица дамской цирковой борьбы. Женщина-борец — странное сочетание. Но на то и цирк. Ее номер с другими участницами прекрасного пола Коромыслов решил взять под свою опеку, обязуясь составить сценарий и самолично режиссировать это специфическое зрелище. Поддержать меньшого братца приехала сестра Мария, ассистентка их знаменитого отца, с недавно женившимся на ней бывалым циркачом, акробатом и эквилибристом Василием Мильвой. “Ай да компания! — потирал от удовольствия руки Коромыслов. — Достойное пополнение! А что? Дуровы, Жеймо, Строкай, да и мы сами — это ли не цирк!” <...>»8
В июне 1917 года семья Жеймо гастролировала в Воткинске. Яне было восемь лет. Об этом периоде сохранилось воспоминание бывшей жительницы города Эмилии Леопольдовны Петкер: «Затем выбегает на арену лошадка пони, а на ней маленькая, хрупкая Яня в жокейском костюме (синие брюки и жакет, желтые сапожки) и начинает выделывать разные трюки: то едет вниз головой, то пролезет под животом лошади. Когда заканчивалось представление, Яня с блюдом в руках обходила ряды воткинской публики, и, кто сколько мог, клали на блюдо деньги»9.
В записках Янины Жеймо есть эпизод, связанный с дочерью Коромыслова Надеждой Александровной (по мужу Янушевской; цирковой псевдоним Нэдин; 1896–1959) и его зятем Владиславом Константиновичем Янушевским (псевдоним Кадыр-Гулям; 1886—1970). Семьи Жеймо и Янушевских гастролировали в 1918 году в Челябинском цирке. «Директор наш был очень добрым, мягким и веселым человеком. Номер, который он исполнял вместе со своими учениками и женой, был яркий и жизнерадостный. На арену выходил караван верблюдов. На них сидели юноши в турецких костюмах, а впереди всех на самом роскошном верблюде, покрытом вышитым чепраком, ехала красавица-жена Кадыра, одетая турчанкой. Пройдя по кругу, караван останавливался, и верблюды ложились. Невольник выносил и расстилал ковер, и турчанка исполняла “танец живота”. Затем караван медленно удалялся с арены, оставалась только двуколка, запряженная злобным верблюдом, который почему-то любил плевать в публику. На двуколку впрыгивал Кадыр, и начинался виртуозный акробатический номер»10.
Закончим мы нашу заметку другим «караваном». В 2004 году журнал «Караван историй»11 опубликовал в рубрике «Звездный след» статью «Вокруг “Золушки” плелись коварные интриги...». Так был назван рассказ-воспоминание Янины Жеймо-Костричкиной о своей знаменитой матери. Вот несколько интересных фактов из этой статьи.
- В семье Янины Жеймо существует традиция — всех дочек называть Янинами.
- Уже будучи киноактрисой, Янина Жеймо с мужем Андреем Костричкиным, тоже киноактером (исполнителем главной роли в фильме «Шинель»; постановка Г. Козинцева и Л. Трауберга), жили в Ленинграде. Их коммуналка на углу улицы Гоголя была бывшей квартирой Петра Ильича Чайковского.
- «Золушка» была тридцать пятой картиной Жеймо. 16-летнюю Золушку, ровесницу ее дочери, актриса играла, когда ей было 37 лет.
- «Хрустальную туфельку изготовили по-настоящему крошечной, маминого “золушкиного” размера — 31-го».
- Сталин не любил актрису. «Как-то в беседе с министром кинематографии Большаковым в связи с присуждением маме награды он раздраженно перебил: “Жеймо! Жеймо! Что вы с ней всё время носитесь? Какая она героиня?!”».
- Когда в 1957-м году началась репатриация в Польшу, муж актрисы — польский режиссер Леонид Жанно решил вернуться на родину. Жеймо в кино уже не приглашали, и она с младшим сыном Юликом последовала за мужем.
- В Польше актриса не снималась. Ее картин там не видели, кроме «Золушки», но на улицах Варшавы ее никто не узнавал.
__________________
1 Безымяннов В. Я. Первый директор. Из истории ижевского цирка и жизни и смерти его первого директора Коромыслова Александра Гавриловича : док. -худож. повесть. Ижевск, 2007. С. 83–84, 98, 127–128.
2 Владимирова З. А. Цирк в Воткинске // Ленинский путь. [Воткинск]. 1989. 26 авг. С. 4.
3 Башегурова Э. М. Цирковые представления в Воткинском заводе // Культурное наследие Воткинска. Воткинск ; Ижевск, 2014. С. 555–556.
4 Жеймо Я. Б. Представление начинается. Воспоминания актрисы // Нева. 1983. № 4. С. 97–135.
5 Безымяннов В. Я. Первый директор. С. 127.
6 Там же. С. 83–84.
7 Там же. С. 98.
8 Там же. Указ. соч. С. 95.
9 Владимирова З. А. Цирк в Воткинске; см. также: Башегурова Э. М. Цирковые представления в Воткинском заводе. С. 555–556.
10 Жеймо Я. Б. Представление начинается. С. 107–108.
11 Янв. С. 144–167.