Актриса и художник Лидия Вертинская

 

«Мало кто из кинозрителей, приобретая в художественных салонах гравюры Лидии Вертинской, знают, что эстампы — главная профессия популярной киноактрисы», — писал журналист Алексей Лактионов в статье «Семья Вертинских», опубликованной в газете «Удмуртская правда» от 7 мая 1966 года.

Лидия Владимировна Вертинская (урожденная Циргвава) — русская киноактриса, художник-график — родилась 14 апреля 1923 года в Харбине (Китай). Ее мать происходила, с одной стороны, из зажиточной семьи старообрядцев Праскоковых из Забайкалья, с другой — из дворянской семьи Фоминых; отец — грузин по национальности — принадлежал к российской технической интеллигенции.

Лидия Владимировна — жена артиста эстрады, поэта, композитора, певца, киноактера Александра Николаевича Вертинского (1889—1957), мать актрис театра и кино Марианны и Анастасии Вертинских.

Снималась в художественных фильмах: «Садко» (1952, реж. А. Птушко; птица Феникс); «Дон Кихот» (1957, реж. Г. Козинцев; герцогиня); «Новые похождения Кота в сапогах» (1958, реж. А. Роу; молодая колдунья); «Киевлянка» (1958—1959; реж. Т. Левчук; фрау Марта); «Королевство кривых зеркал» (1963, реж. А. Роу; Анидаг).

В 1955 г. окончила Московский художественный институт имени В. И. Сурикова.

Эстампы Лидии Вертинской, выполненные в технике цветной линогравюры, экспонировались в 1955—2003 гг. на выставках в Москве и за рубежом. Основные жанры — лирический пейзаж и натюрморт. Среди работ: триптих «Синие дали», серия «Байкал», отдельные графические листы: «Весна. Снег в горах», «Осенний ясный день», «Зимние узоры», «Раннее утро», «Вечерний пруд», «Лунная ночь», «Березы у реки», «Старая ива», «Ландыши», «Сирень цветет», «Васильки», «Астры», «Белые хризантемы».

В технике рисунка (тушь, перо) выполнены три иллюстрации Л. Вертинской, которые она сделала к публикации Роальда Недосекина «На земле удмуртской» (журнал «Театральная жизнь». 1965. № 14. С. 26—29), состоящей из четырех очерков: «Подснежники» (об актрисе ижевского Русского драматического театра Ольге Николаевне Краевой-Шепеленко); «Песня» (об актрисе Литовского государственного академического театра драмы Марите Растейкайте, бывшей воспитаннице Дебёсского детского дома); «Живой песок» (о скульптурах из песка на Рижском взморье, в Дзинтари, выполненных безымянной художницей-декоратором из Ижевска [возможно, речь шла о сценографе Русского драматического театра имени В. Г. Короленко Татьяне Маркиановне Швец, впоследствии работавшей в Рижском театре русской драмы]); «Экзамен» (о гастролях Можгинского народного театра в поселке Какмож Вавожского района).

Лидии Вертинской посвящены многие стихи Александра Вертинского: «Спасение», «Хорошо в этой маленькой даче», «Осень» (все три — 1940 г.), «Твоя любовь», «Ты сказала, что Смерть носит...», «Старомодный романс» (все три — 1941 г.), «Жене Лиле» (1951). Об их любви и счастливом браке написано немало. Рассказать о своем муже и опубликовать переписку с ним решилась после долгих размышлений и сама Лидия Владимировна, выпустив книгу  воспоминаний «Синяя птица любви» (М.: Вагриус, 2004).

Ижевск. Здание бывшей гостиницы «Центральная» (последующее название «Кама») в стиле конструктивизма. Архитектор З. Н. Миронова. Здесь в феврале 1952 года останавливался А. Н. Вертинский во время гастролей. Фот. А. Ю. Чукарева. 2008 г.А писем было действительно много. Как вспоминает дочь Марианна, «отец, уезжая, каждый день писал маме письма — каждый Божий день!». Так появилось и письмо от 13 февраля 1952 года, написанное Александром Вертинским жене во время гастролей в Ижевске, с впечатлениями о городском быте (опубл. в журнале «Наше наследие». 1990.№ 1. С. 113—114 и в книге А. Вертинского «Дорогой длинною...». М., 1991. С. 481—482).

Информация о выступлениях Александра Вертинского в колонке-афише газеты «Удмуртская правда»

9 829 посетит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *