«Мало кто из кинозрителей, приобретая в художественных салонах гравюры Лидии Вертинской, знают, что эстампы — главная профессия популярной киноактрисы», — писал журналист Алексей Лактионов в статье «Семья Вертинских», опубликованной в газете «Удмуртская правда» от 7 мая 1966 года.
Лидия Владимировна Вертинская (урожденная Циргвава) — русская киноактриса, художник-график — родилась 14 апреля 1923 года в Харбине (Китай). Ее мать происходила, с одной стороны, из зажиточной семьи старообрядцев Праскоковых из Забайкалья, с другой — из дворянской семьи Фоминых; отец — грузин по национальности — принадлежал к российской технической интеллигенции.
Лидия Владимировна — жена артиста эстрады, поэта, композитора, певца, киноактера Александра Николаевича Вертинского (1889—1957), мать актрис театра и кино Марианны и Анастасии Вертинских.
Снималась в художественных фильмах: «Садко» (1952, реж. А. Птушко; птица Феникс); «Дон Кихот» (1957, реж. Г. Козинцев; герцогиня); «Новые похождения Кота в сапогах» (1958, реж. А. Роу; молодая колдунья); «Киевлянка» (1958—1959; реж. Т. Левчук; фрау Марта); «Королевство кривых зеркал» (1963, реж. А. Роу; Анидаг).
В 1955 г. окончила Московский художественный институт имени В. И. Сурикова.
Эстампы Лидии Вертинской, выполненные в технике цветной линогравюры, экспонировались в 1955—2003 гг. на выставках в Москве и за рубежом. Основные жанры — лирический пейзаж и натюрморт. Среди работ: триптих «Синие дали», серия «Байкал», отдельные графические листы: «Весна. Снег в горах», «Осенний ясный день», «Зимние узоры», «Раннее утро», «Вечерний пруд», «Лунная ночь», «Березы у реки», «Старая ива», «Ландыши», «Сирень цветет», «Васильки», «Астры», «Белые хризантемы».
В технике рисунка (тушь, перо) выполнены три иллюстрации Л. Вертинской, которые она сделала к публикации Роальда Недосекина «На земле удмуртской» (журнал «Театральная жизнь». 1965. № 14. С. 26—29), состоящей из четырех очерков: «Подснежники» (об актрисе ижевского Русского драматического театра Ольге Николаевне Краевой-Шепеленко); «Песня» (об актрисе Литовского государственного академического театра драмы Марите Растейкайте, бывшей воспитаннице Дебёсского детского дома); «Живой песок» (о скульптурах из песка на Рижском взморье, в Дзинтари, выполненных безымянной художницей-декоратором из Ижевска [возможно, речь шла о сценографе Русского драматического театра имени В. Г. Короленко Татьяне Маркиановне Швец, впоследствии работавшей в Рижском театре русской драмы]); «Экзамен» (о гастролях Можгинского народного театра в поселке Какмож Вавожского района).
Лидии Вертинской посвящены многие стихи Александра Вертинского: «Спасение», «Хорошо в этой маленькой даче», «Осень» (все три — 1940 г.), «Твоя любовь», «Ты сказала, что Смерть носит...», «Старомодный романс» (все три — 1941 г.), «Жене Лиле» (1951). Об их любви и счастливом браке написано немало. Рассказать о своем муже и опубликовать переписку с ним решилась после долгих размышлений и сама Лидия Владимировна, выпустив книгу воспоминаний «Синяя птица любви» (М.: Вагриус, 2004).
А писем было действительно много. Как вспоминает дочь Марианна, «отец, уезжая, каждый день писал маме письма — каждый Божий день!». Так появилось и письмо от 13 февраля 1952 года, написанное Александром Вертинским жене во время гастролей в Ижевске, с впечатлениями о городском быте (опубл. в журнале «Наше наследие». 1990.№ 1. С. 113—114 и в книге А. Вертинского «Дорогой длинною...». М., 1991. С. 481—482).