15 июня в клубе «Край удмуртский» состоялась творческая встреча с заслуженным деятелем искусств УР, режиссером Василием Ушаковым, приуроченная к его 70‑летию.
Встречу открыла заведующая Центром национальной и краеведческой литературы и библиографии Татьяна Васильевна Николаева. Она отметила, что 2021 год богат на юбилейные даты, связанные с удмуртским театром: 7 февраля — 90 лет со дня образования Национального театра УР (1931 г.), 1 марта — 75 лет со дня постановки первой удмуртской музыкальной комедии «Сюан» на сцене Музыкально-драматического театра Удмуртии (1946 г.), 16 октября — 110 лет со дня выпуска в Удмуртии первой театральной афиши (1911 г.). А 17 июня исполняется 70 лет со дня рождения актера и режиссера Национального театра Удмуртской Республики Василия Серафимовича Ушакова.
Еще одним значимым поводом для встречи стал выход сборника «Яратон, яратон...» («Любовь, любовь...»), куда вошли тексты четырех пьес, написанных В. С. Ушаковым: музыкальной пьесы «Айна» (в соавт. с Татьяной Черновой), музыкальной сказки для взрослых «Нюлэс ныл», пьесы «Беглой», посвященной теме Великой Отечественной войне, и пьесы «Дон Жуан кышнояське». В своей драматургии автор поднимает злободневные проблемы современной удмуртской молодежи, исследует темы жертвенности ради любви, искупления греха, борьбы за возрождение души. Книга уже стала частью фонда Национальной библиотеки УР.
В начале встречи состоялось выступление сына Василия Серафимовича: Антон Васильевич, звукооператор по образованию и музыкант по призванию, спел под аккомпанемент укулеле свою песню «Клоун» — о непростой судьбе артиста.
Василий Серафимович рассказал о том, как начался его путь в искусство. Это можно назвать счастливой случайностью, а можно судьбой. Выпускник 10‑го класса Василий Ушаков находился «на перепутье» (его мама хотела, чтобы он остался работать в колхозе, а отец, напротив, грезил о том, чтобы сын получил высшее образование), когда случайно узнал, что в Ижевске в это время проходит набор в удмуртскую национальную театральную студию, которая будет обучаться в Москве, в Высшем театральном училище им. Б. В. Щукина при Государственном академическом театре им. Е. Вахтангова. Василий успешно прошел все три тура и был зачислен.
С большой теплотой и благодарностью Василий Серафимович вспоминал о том, что ему, вчерашнему школьнику, посчастливилось сразу же попасть в атмосферу легендарного училища, руководимого большим режиссером и педагогом Борисом Евгеньевичем Захавой, который, будучи сам учеником Е. Б. Вахтангова, поддерживал вахтанговские традиции, передавая их студентам; о своих педагогах и наставниках, в частности об удивительной Марианне Рубеновне Тер-Захаровой (ученице Б. Захавы и М. Кнебель). Один из любимых ученик Тер-Захаровой — Валерий Фокин, ныне худрук Александринки (он учился в одно время с В. Ушаковым и выпустился двумя годами раньше1), так «сформулировал “зерно” ее педагогики: “Дар штучно вести студента и развивать в нем качество служения, а не просто любить свою работу — это редкий дар для педагога, а она им обладала в полную меру”»2.
Во время учебы в актерской студии у В. Ушакова проявились задатки режиссера, встал вопрос о продолжении учебы по режиссерской специальности. (Но это наступит позднее — тот же Б. Захава посоветовал студенту набраться сначала актерского опыта.) В 1978 г. В. Ушаков окончил Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе, в 1986—88 гг. стажировался в Государственном Малом академическом театре. Это были годы не только академической учебы, но постижения практического опыта, наблюдения за работой мастеров. Василий Серафимович рассказал, в частности, как ему неоднократно доводилось присутствовать на репетициях великого Анатолия Эфроса, о сложной обстановке в Театре на Малой Бронной, которая обострилась к тому времени.
Жизнь любого театра и тех, кто в нем служит, редко складывается безоблачно. Разнообразные проблемы удмуртского национального театра, которому В. С. Ушаков отдал без малого три десятка лет, — проблемы репертуара, политики, финансирования, кадров, в том числе «своих людей», и мн. др. — не могли не прозвучать в выступлениях участников встречи. С сожалением были отмечены и современные беды театра — что из него уходит духовность, а режиссеры больше не стремятся донести до зрителей доброе начало, и их деятельность часто направлена лишь на то, чтобы «самовыразиться». Об этом говорил и учившийся в свое время на режиссерском отделении Пермского института культуры Владимир Михайлович Соловьев, ныне министр культуры республики, и актер и режиссер Александр Андреевич Блинов3, передавший в свое время «режиссерскую» эстафету удмуртского драмтеатра В. Ушакову, и драматург Анатолий Леонтьевич Григорьев, много и плотно работавший с Василием Серафимовичем в свое время.
Так или иначе, но более 30 спектаклей, поставленных В. С. Ушаковым на сцене родного театра (а если считать постановки в других театрах Ижевска и республики, то цифра приближается к 50‑ти4), — это определенная веха в истории удмуртского театрального искусства. Присутствующие на встрече называли спектакли, которые, по их мнению, являлись несомненной творческой удачей режиссера (хотя сам он соглашался не всегда). Один из таких, по поводу которого мнение было едино, — музыкальный спектакль «Айна» (музыка Н. М. Шабалина) — премьера его состоялась в 2000 г. Юные тогда исполнители ролей юных же героев — ныне народный артист УР Игорь Аполлосович Моисеев и заслуженная артистка УР Валентина Михайловна Моисеева — эмоционально и тепло вспоминали о своих работах. Заслуженная артистка УР Римма Павловна Николаева (Перевозчикова) «припомнила» режиссеру, как в свое время он долго не выпускал ее из амплуа травести, так что после мальчишек она чуть не сразу перешла в категорию возрастных ролей.
Ну и, конечно, на встречу с режиссером пришло немало его поклонников-зрителей. Своими детскими воспоминаниями о первых встречах с театром и Василием Ушаковым поделилась Татьяна Витальевна Ишматова, председатель постоянной комиссии Госсовета УР по науке, образованию, культуре, национальной и молодежной политике и спорту. О любви и интересе к национальным постановкам, которые бытовали в ее семье, рассказала директор Национальной библиотеки УР Татьяна Владимировна Тенсина.
С 2011 г. Василий Серафимович Ушаков руководит этностудией «Ватка», организованной в том же году на базе Института удмуртской филологии, финно-угроведения и журналистики УдГУ. Национальная библиотека в 2017 г. принимала студию у себя в гостях с постановкой одноактного спектакля «Ярдуртэм нюлэс» («Безбрежный лес») по одноименной книге стихов удмуртской поэтессы Ларисы Ореховой.
На встречу в клуб «Край удмуртский» пришли бывшие и нынешние студийцы. Они подготовили для своего руководителя трогательное видеопоздравление, выразив слова благодарности, отметив режиссерский талант Василия Серафимовича и то, что он всегда общался со студентами на равных. Режиссер признался, что студия стала для него большой поддержкой в трудные времена, что именно на студентах он «проверял» пьесы, многие из которых впоследствии были поставлены на сценах профессиональных театров, а молодая энергия учеников заставляла его двигаться дальше.
Потенциал Василия Ушакова — режиссера и драматурга — далеко не исчерпан. Об этом говорит и его желание работать с молодежью, и недавно выпущенная книга. Об этом говорили в своих поздравлениях все участники вечера, желая ему неуспокоенности и продолжения творческого пути. Мы присоединяемся к этим пожеланиям, уважаемый Василий Серафимович!
_____________
1 См. Галерею выпускников ВТУ им. Б. В. Щукина 70‑х годов: http://www.htvs.ru/archive/galereya-vypusknikov/70-e-gody/
2 См. статью Г. Коваленко о книге «Золотой век театральной педагогики (Марианна Тер-Захарова. Воспоминания друзей и учеников» (С.‑Пб., 2017) в ж. «Современная драматургия» (2017. № 2). URL: https://theatre-library.ru/sovremennaya_dramaturgiya/2017-2/8603
3 См. об Александре Блинове на сайте «Кионо-театр.ру». URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/19197/works/
4 В связи с перечисленным следует упомянуть и о работах В. С. Ушакова на телевидении как режиссера телеспектаклей, участника процесса дублирования и т. д. (см. публикацию о состоявшемся в Национальной библиотеке УР в 2016 г. круглом столе «Перевод кинофильмов на удмуртский язык: опыт и перспективы развития»), и о том, что он снял первый полнометражный телефильм на удмуртском языке — «Италмас» (по мотивам одноименной поэмы М. Петрова).