«Иглы инея, упавшие на муфту...» (зимние «картинки» из прошлого)
thumb image

 

«Он прошел еще несколько шагов, и пред ним открылся каток, и тотчас же среди всех катавшихся он узнал ее.
<...> Она катилась не совсем твердо; вынув руки из маленькой муфты, висевшей на снурке, она держала их наготове и, глядя на Левина, которого она узнала, улыбнулась ему и своему страху. Когда поворот кончился, она дала себе толчок упругой ножкой и подкатилась прямо к Щербацкому; и, ухватившись за него рукой, улыбаясь, кивнула Левину. Она была прекраснее, чем он воображал ее»1.

Граф Лев Николаевич Толстой (1828—1910), любивший коньки до преклонных лет, «передал» любовь к активному отдыху на свежем воздухе героям своего романа «Анна Каренина» (1878).

«Николай Щербацкий, двоюродный брат Кити, в коротенькой жакетке и узких панталонах, сидел с коньками на ногах на скамейке и, увидав Левина, закричал ему:
— А, первый русский конькобежец! Давно ли? Отличный лед, надевайте же коньки».

Своему кузену вторила «таинственная и прелестная» Кити Щербацкая, обращаясь к Константину Дмитриевичу Левину, доброму знакомому семьи, помещику Каразинского уезда, еще не подозревая, что станет его женой: «Вашу похвалу надо ценить. Здесь сохранились предания, что вы лучший конькобежец, — сказала она, стряхивая маленькою ручкой в черной перчатке иглы инея, упавшие на муфту».

   

  • Кадр из х/ф «Анна Каренина» (реж. А. Зархи, оператор Л. Калашников; Мосфильм, 1967). Кити — арт. Анастасия Вертинская, Левин — арт. Борис Голдаев.
  • Съемки фильма «Анна Каренина», 12.01.1967 г. Фото Валентина Мастюкова.
  • Кити и Левин. Рис. А. Корина (в кн.: Толстой Л. Н. Анна Каренина : в 2 т. / с рис. М. Щеглова, А. Моравова и А. Корина ; под ред. и с примеч. П. И. Бирюкова. [М.] : изд-е тов-ва И. Д. Сытина, [1912—1915]).

Отороченная мехом или цельная меховая муфта для согревания рук, висевшая на шнурке, а также носимая без него, была модной функциональной и аристократичной деталью дамской одежды вплоть до конца 50-х гг. ХХ в. (Вспомним Леночку Крылову — героиню Людмилы Гурченко из фильма Э. Рязанова «Карнавальная ночь» 1956 года — в черном платье с белой муфточкой, спевшую «Песню о хорошем настроении» на стилизованном катке эстрадной сцены2.)

Элегантность «Неизвестной» (1883) с одноименной картины Ивана Николаевича Крамского (1837—1887), загадочный облик которой современники соотносили с главной героиней «семейного» романа Л. Н. Толстого — Анной Аркадьевной Карениной, придает тщательно выверенный костюм с маленькой изящной муфтой, украшенной синей лентой3.

И. Н. Крамской. Неизвестная, 1883. Государственная Третьяковская галерея

Роскошные провинциалки Бориса Михайловича Кустодиева (1878—1927) — купчихи и мещанки — носили по моде своего времени объемные муфты из ценной пушнины, навечно украсив собою белоснежный русский пейзаж на картинах непревзойденного живописца — «ностальгического романтика прошедших лет».

   

  • Б. М. Кустодиев Зимняя сцена, 1919. Частное собрание.
  • Б. М. Кустодиев. Купеческое гулянье. Эскиз. Музей-квартира И. И. Бродского. Санкт-Петербург (в кн.: Докучаева В. Н. Борис Кустодиев: жизнь и творчество. М. : Изобразительное искусство, 1991. С. 74).

         

  • А. П. Рябушкин. Московская девушка XVII века. Открытка. Государственный Русский музей. М. : Изобразительное искусство, 1984.
  • Короленко В. Г. Избранное / оформл. Ю. К. Левиновского. М. : Просвещение, 1987.
  • Толстой А. Н. Хождение по мукам: в 2 кн. / оформл. П. Пинкисевича. Л. : Худож. лит. Ленинград. отд-ние, 1985. Кн. 1. Сестры; Восемнадцатый год.
  • С Новым годом! Конверт Первого дня / худож. В. Храмов. Министерство связи СССР, 1989.

* * *
По одной из устных историй краеведа Анатолия Васильевича Новикова (1931—2015), муфта была своеобразным «кодом» для хулиганов, промышлявших на пустынных темных улицах старого Ижевска, — по ней они вычисляли уровень достатка модно и со вкусом одетых женщин-прохожих. Анатолий Васильевич вспоминал, как известный врач, канд. мед. наук, одна из основательниц кафедры акушерства и гинекологии Ижевского государственного мединститута Александра Андреевна Василькова (1903—1980) рассказывала ему, что однажды в 1930-е годы уличный грабитель потребовал у нее деньги. Она, сохраняя спокойствие, передала ему портмоне. Бандит сразу же дал деру. И тут испытавшая шок молодая интеллигентная женщина вдруг дерзко и насмешливо крикнула ему вслед:
— Постойте! Остановитесь! Вы же взяли у меня не все деньги!..
Она вынула из потайного карманчика муфты банкноту, а уголовник, ухмыльнувшись, не постеснялся взять и ее.

«Почтовый ящик на белой подкладке» — витиеватая, но, наверное, точная метафора муфты. В ней были незаметные «местечки» и для денежной купюры, и для письмеца в маленьком почтовом конверте, и для обязательного носового платочка («Благодарствуйте, — прибавила она [Кити], когда он [Левин] поднял платок, выпавший из ее муфты»).

* * *
Когда-то красавицы Камско-Вятского края не отставали от столичной моды и у себя в провинции. Одетых со вкусом дам и маленьких девочек, чьи платья и, конечно, верхнюю одежду украшали меховые муфты, можно увидеть на страницах книги «Предпринимательские династии Камско-Вятского региона. XVIII—XX вв.»4.

   

 

* * *
Уверена, что в домашних архивах наших читателей найдутся старинные фото их прабабушек с муфточками в руках, а может быть, и бабушек, украшавших свой костюм этими уютными и симпатичными аксессуарами еще в середине прошлого века, пока их не вытеснил окончательно из обихода стремительный ритм жизни. Присылайте их нам, и мы дополним эту зимнюю арт-галерею. А для начала два фото, предоставленные нашим редактором Ириной Геннадьевной Абуговой, — маленькая модница Валентина Сергеева (дочь Надежды Максимовны Сергеевой5) и Мария Ивановна Плотникова (Ижевский завод, 1915 г.)6.

   

_____________

1 Здесь и далее цит. по изд.: Толстой Л. Н. Анна Каренина : роман в восьми частях. М., 1960. Ч. 1—4.

2 См. нашу публикацию в блоге: «“Верным зрителям щедро любовь отдавать...” (Людмила Гурченко в памяти ижевцев)»: https://udmkrai.unatlib.ru/?p=2555

      

  • Фрагмент х/ф «Карнавальная ночь»: Леночка Крылова — арт. Людмила Гурченко.
  • Фрагменты х/ф «Покровские ворота» (реж. М. Казаков, оператор Н. Немоляев; Мосфильм, 1982): Маргарита Павловна Хоботова (арт. Инна Ульянова) «примеряет» на себя образ Леночки Крыловой.

3 См. также раздел «Анна Каренина» нашей публикации «Старые фотографии и литературные типажи»: https://udmkrai.unatlib.ru/?p=5062. Здесь обращает на себя внимание замечательный фотопортрет ижевского литературоведа З. А. Богомоловой с «моментальной муфтой», которая получается при смыкании рукавов с меховыми манжетами.

4 Предпринимательские династии Камско-Вятского региона. XVIII—XX вв. Книга вторая / отв. ред., автор предисл., сост. Н. П. Лигенко. Ижевск, 2018. — 352 с. Из аннотации к изданию: «В коллективной монографии представлена история предпринимательских династий Камско-Вятского региона: Бодалевых, Колчиных, Пешехоновых, Шитовых, Щипицыных, Ехлаковых, Сергеевых, Чирковых, Рязанцевых, принадлежавших к традиционному купеческому сословию, а также дворян Пономаревых. Проанализированы истоки формирования семейного капитала, его развитие, сфера функционирования, традиции семьи, судьбы наиболее ярких личностей. Издание содержит большую информационную базу для дальнейшего исследования менталитета предпринимательства, адаптивных процессов, ценностных ориентаций различных социальных слоев общества. Книга снабжена богатым документальным и иллюстративным материалом».

5 О Надежде Максимовне Сергеевой см. в разделе «Три сестры» нашей публикации, о которой мы уже упоминали здесь, — «Старые фотографии и литературные типажи»: https://udmkrai.unatlib.ru/?p=5062

6 И. Г. Абугова: «Эта девочка и молодая 36-летняя женщина на фото, скорее всего, пока еще не знают друг друга, но через полтора десятка лет станут родней. Баба Маня — Мария Ивановна Плотникова — моя прабабушка (мамина бабушка), волею судьбы и назначения мужа (он был банковским служащим) приехала с семьей из Чердыни (Пермская губ.) в Воткинский завод, а потом в Ижевский. В 1931 г. ее младший сын Михаил Николаевич Глазырин женился на Гáли Николаевне Пономаревой, одной из дочерей известного ижевского фотографа Н. Г. Пономарева. А Валя Сергеева приходилась Гáли Пономаревой двоюродной сестрой».

1 219 посетит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *