«50. LADA ИЖЕВСК: история Ижевского автозавода»

 

Книга, посвященная 50-летнему юбилею Ижевского автозавода, рассказывает об истории его создания и основных этапах развития, об основателях завода, организаторах автопроизводства, первых руководителях, а также о сегодняшнем дне и перспективах предприятия. В издание включены разнообразные фактографические сведения, воспоминания, отрывки газетных и журнальных статей, материалы и фотографии из музея Ижевского автозавода и Национальной библиотеки Удмуртской Республики.

«50 лет назад появление автозавода стало новой вехой в жизни столицы Удмуртии — города Ижевска, импульсом к дальнейшему развитию его инфраструктуры, транспортных магистралей, к появлению нового Устиновского района, к развитию промышленного производства в целом. На протяжении всей своей истории Ижевский автозавод вносил весомый вклад в развитие республики», — отмечает глава Удмуртской Республики Александр Соловьев (с. 3).

Решение об организации автомобильного производства на территории Удмуртии было принято в 1965 г. Центральным комитетом КПСС и Советом Министров СССР. Реализацию замысла взял под личный контроль министр оборонной промышленности Дмитрий Федорович Устинов. Он одобрил участок под «начало автозавода» — недостроенный корпус «Прогресс» («здесь когда-то планировалось разместить производство изделий электроники»). «Стройка мгновенно была объявлена всесоюзной и комсомольской. Здесь работали 1,5 миллиона человек. Пик строительных работ пришелся на осень, которая выдалась дождливой. Люди работали по колено в жидкой грязи. В комплект одежды строителя входили болотные сапоги “до подмышек”. В историю вошел Иван Бабин, первый начальник жилищно-коммунального отдела автопроизводства, предложивший вбить в грязь бетонные сваи и замостить их деревянными мостками. Только по ним порой можно было выбраться от “Прогресса” до остановки транспорта. Этот “тротуар” получил в народе название “Бабинский проспект”» (с. 13).

Для производства в Ижевске был определен «Москвич-408». Первый автомобиль под маркой «Иж» сошел с конвейера 12 декабря 1966 г. В 1967 г. Ижевский автозавод создал условия для производства более совершенной модели — «Москвич-412». На его базе ижевские конструкторы создали ряд модификаций, в названиях которых уже не фигурировало слово «Москвич»: Иж-2125 «комби» (вскоре стал одной из легенд советского автопрома, визитной карточкой Ижевского завода), Иж-2715 (фургон) (народное название «каблук») и т. д.

С 2011 г. на Ижевском автозаводе началась крупнейшая модернизация производственного комплекса. В ее основе — стопроцентная смена модельного ряда, выпускаемого на предприятии: в частности, выпущены модели Lada Granta, Lada Vesta. За полвека выпущено всего около 5 млн автомобилей. (История развития модельного ряда автомобилей по годам и объему производства наглядно представлена на форзацах книги.)

«Сегодня Ижевский автозавод является одной из основных производственных площадок по выпуску легковых автомобилей в России. Наравне лишь с несколькими предприятиями располагает технологией полного цикла производства: штамповка, литье и окраска пластика, сварка, окраска и сборка» (с. 176).

50. LADAИЖЕВСК : история Ижевского автозавода. — Ижевск : Парацельс Принт, 2015. — 223 с. : ил.

  

  

  

  

  

Оставить комментарий

 

Частичное или полное копирование информации разрешено только с размещением активной ссылки на сайт udmkrai.unatlib.org.ru © 2011—2017 Все права защищены. НБ УР - Край удмуртский