Старые фотографии и литературные типажи

 

«Дядя Ваня»

Однажды в библиотеке произошла замечательная, живая встреча с прошлым: наш постоянный читатель и обаятельный книгочей Александр Иванович Феликсов принес показать старинные семейные фотографии. Среди них особое внимание привлек снимок двух почтенных мужчин, уютно восседающих на веранде в плетеных креслах за чтением газет. «Астров и Войницкий! — воскликнула я, имея в виду любимых чеховских героев из пьесы “Дядя Ваня”, — один к одному, схожие типажи!»

Фотография воскресила не только известный драматургический текст, но и любимые зрителями интерпретации «Дяди Вани» — экранизацию А. С. Михалкова-Кончаловского и киноверсию театрального спектакля Г. А. Товстоногова. Интересно было то, что подлинные сарапульские персоны в сравнении с литературными персонажами были узнаваемы по внешнему и духовному облику — стереотипны, так что сразу захотелось сказать: это Чехов!..

Александр Иванович пояснил: «Снимок сделан в Сарапуле, а мои предки были дворянами. Здесь сфотографированы братья Евгений Андреевич и Николай Андреевич Феликсовы, оба изучали юриспруденцию, служили в Сарапульском окружном суде и были очень дружны между собой».

Позднее этот фотоснимок был опубликован в книге Лидии Николаевны Федорченко-Шемякиной «Судьбы дворянства в России» (Сарапул, 2011. С. [XVIII]), вышедшей в серии «Признание в любви к России». В этом же издании, в разделе «Дворянство города Сарапула», имеется и отдельная глава «Семья Феликсовых» (с. 49—52). Сарапульский краевед с симпатией отозвалась о своем корреспонденте из Ижевска: «Он [Александр Феликсов] окончил строительный техникум, трудился в проектных организациях. <...> Интересовался бытом дворян прошлых лет по литературным произведениям. Его отличие от других — широта интересов и порядочность. Большую исследовательскую работу он провел по составлению истории своей дворянской династии. Собирал семейные фотографии, сведения из архивов, воспоминания. Узнал, что я задумала писать книгу “Судьбы дворянства в России”, и посылал мне фотографии и данные о родных, приезжал ко мне в Сарапул, и мы долго беседовали. Хотел, чтобы память о его династии сохранилась в этой книге. Автор выражает ему глубокую благодарность за все сведения о семье Феликсовых» (с. 50—51).

         

 

«Три сестры»

Устойчивый чеховский мотив мгновенно возникает и при взгляде на изящную фотографию трех сестер — Агнии, Надежды и Серафимы Коврижниковых, принадлежавших к старинному роду ижевских оружейников¹.

               

Одной из ниточек к истории известной в старом Ижевске семьи стала статья «От слова “участие”»², опубликованная в журнале Gorod (2015. № 7. С. 128—133). Ее автор, краевед Анатолий Васильевич Новиков (бывший водитель 2-й Республиканской больницы — «партлечебницы»), вспоминая удивительного доктора, участкового педиатра Павла Ивановича Сергеева, чья деятельность среди медиков и родителей больных детей считалась образцовой, коротко затронул и историю семей Сергеевых и Арнольдовых. Это Надежда Максимовна Сергеева (урожденная Коврижникова) — мать П. И. Сергеева — и Серафима Максимовна Арнольдова (урожденная Коврижникова) — тетка П. И. Сергеева, мать врача-терапевта Маргариты Константиновны Арнольдовой и преподавателя английского языка Ижевского механического института Ирины Константиновны Арнольдовой. «Сестры Арнольдовы» — так и называется один из разделов публикации Анатолия Новикова.

Устную историю жизни Агнии Максимовны Пономаревой (урожденной Коврижниковой), жены известного ижевского фотографа Николая Глебовича Пономарева, рассказала ее правнучка — редактор Национальной библиотеки УР Ирина Геннадьевна Абугова, предоставив фотографию трех сестер из семейного архива. А воспоминания о дочери А. М. Пономаревой — ретушере Ольге Николаевне Пономаревой — опубликованы в другой статье А. В. Новикова — «Заказчик так и не пришел... О невостребованных фотоснимках К. П. Чайникова-Герда», опубликованной в журнале «Вордскем кыл = Родное слово» (2014. № 10. С. 46—48, 3 с. обл)³.

 

«Анна Каренина»

В нашей библиотеке, на одном из юбилейных вечеров в честь литературоведа и признанной красавицы Зои Алексеевны Богомоловой, с приветственным словом выступили две очаровательные женщины — редакторы издательства «Удмуртия». Они заинтриговали публику тем, что в своих устных воспоминаниях представили юбиляршу... в образе главной героини романа Льва Толстого «Анна Каренина», рассказав о своем впечатлении от первого памятного визита Зои Богомоловой в издательство. «Мы ахнули — к нам Анна Каренина приехала!..»

В точном описании словесного портрета виновницы торжества в сравнении с книжной Анной Аркадьевной Карениной безотказно сработал редакторский профессионализм — начитанность, наблюдательность, незаурядность мышления.

И действительно, Зоя Богомолова в одном из интервью вспоминала: «Мой идеал — Анна Каренина! И мне посчастливилось в жизни встретить женщину, похожую на толстовскую героиню. Это было в Оренбурге, где я училась. Наша преподаватель Эмма Николаевна Войталовская читала курс литературы XIX века. Внешне она была абсолютным воплощением литературного образа. Когда она читала “Анну Каренину”, мы замирали, ничего не писали, всё на нее смотрели. Она приходила на лекции в черном платье с жемчугом — вылитая Анна!»4.

Узнаваемый классический образ Анны Карениной несла в себе и фотогеничная Зоя Алексеевна Богомолова. Выигрышный для ее «зимнего» типа внешности черный цвет запечатлен в рассказе Владимира Солоухина «Черное платье» из цикла «Ненаписанные рассказы»5, в ее живописных и графических портретах работы художников Удмуртии и многочисленных фотографиях З. А. Богомоловой, опубликованных в книгах:

  • Богомолова З. А. Всюду — жизнь... : статьи, очерки, литературные портреты, воспоминания. Ижевск : Удмуртия, 2008. 432 с., [28] л. : ил.
  • Женщина на Олимпе. З. А. Богомолова. Жизнь. Творчество. Эпоха / М-во нац. политики Удмурт. Респ., Удмурт. гос. ун-т, каф. рус. филологии, Удмурт. респ. культур. -просвет. центр «Многоцветье» ; рук. и авт. проекта А. С. Зуева-Измайлова. Ижевск : Удмуртский университет, 2003. 415 с. : ил.

       

_____________________

¹ Маратканов, Владимир. Оружейники Коврижниковы // Удмуртская правда. 2014. 5 дек. С. 11. Читать полный текст статьи в Национальной электронной библиотеке:  http://elibrary.unatlib.org.ru/pdfpreview/bitstream/handle/123456789/17735/udmpravda_2014-12-05_141.pdf?sequence=1.
² Читать полный текст статьи А. В. Новикова «От слова “участие”».
³ Читать полный текст статьи А. В. Новикова «Заказчик так и не пришел... О невостребованных фотоснимках К. П. Чайникова-Герда» в Национальной электронной библиотеке: http://elibrary.unatlib.org.ru/handle/123456789/20219.
4 Ее идеал — Анна Каренина / подгот. Р. Мельникова, М. Копытко // Московский комсомолец в Ижевске. 2000. 20—27 апр. (№ 17). С. 14.
5 См. нашу публикацию в разделе блога «Удмуртия в судьбах» — «“Царственная красота” (Владимир Солоухин о Зое Богомоловой)».

 

Теги: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,

Оставить комментарий

 

Частичное или полное копирование информации разрешено только с размещением активной ссылки на сайт udmkrai.unatlib.org.ru © 2011—2016 Все права защищены. НБ УР - Край удмуртский