А. В. Коробейников «Воткинское судостроение и Гражданская война»

 

Город Воткинск широко известен сегодня как центр ракетостроения. Воткинский завод — «это единственное предприятие в России, на которое возложена обязанность по выпуску опытных и серийных стратегических ракет наземного и морского базирования, перспективных ракетных комплексов»¹.

История Воткинска, как и многих других уральских городов, — это прежде всего история его головного предприятия, которая ведет свое начало с момента создания графом Петром Ивановичем Шуваловым в 1759 году Воткинского железоделательного завода — «...для ковки из гороблагодатского чугуна железа...»². Более 100 лет завод выпускал железо и якоря. Новым этапом деятельности этого металлургического гиганта в средине XIX века стало развитие такой отрасли тяжелого машиностроения, как судостроение.

Пароходостроение развивалось в Воткинске в течение 80 лет. За этот период было построено 16 плавучих портовых кранов, 40 парусных яхт и 400 судов разного класса. Причины прекращения корабельного производства (которое освещено в литературе довольно скудно) традиционно и в общих чертах связывают с событиями революции и Гражданской войны. В издании «Воткинское судостроение и Гражданская война» А. В. Коробейников выстраивает детальную версию развала судостроительного производства в Воткинске, делая акцент на социальной стороне вопроса, точнее — отношении кораблестроителей к Воткинскому восстанию.

«Отчего именно сотрудники судостроительного производства, а не воткинские мостостроители и не паровозостроители вызвали наш исследовательский интерес? Прежде всего, по формальным показателям. Именно судостроители осенью 1918 г. сформировали и применяли столь специфическое для антибольшевистских рабочих восстаний средство борьбы, коим явилась Галёвская военная флотилия, в которую вошло не менее пяти-шести кораблей.

Соединение действовало на камской акватории протяженностью в десятки километров, нанесло многочисленные поражения силам противника, потопило несколько его судов, захватило сотни пленных и после поражения Восстания провело плановую эвакуацию Народной армии. Те же люди обеспечили работу опорной базы камской боевой флотилии белых в навигацию 1919 г. Наконец, именно инженерно-технический состав этого производства почти в полном составе15 покинул завод в период Восстания, а рабочий коллектив судостроителей был организованно эвакуирован в Сибирь правительством Колчака, сохранил в эвакуации свою целостность и организованно вернулся впоследствии на завод. Таким образом, в событиях Гражданской войны из всех контингентов Народной армии, как представляется, именно воткинские судостроители выступили в качестве, пожалуй, наиболее сплоченной, сознательной и квалифицированной силы16».

Коробейников А. В. Воткинское судостроение и Гражданская война : [очерки социальной истории города и завода]. — Ижевск : [Иднакар], 2012. — 190 с.

Электронная полнотекстовая версия книги с цветными иллюстрациями находится в свободном доступе на «Google Книги».

________________________

¹ Воткинск. Любимый город / [сост. Т. Б. Жуйкова ; гл. ред. А. В. Кузнецов]. — Воткинск : Парацельс, 2005. — С. 25.
² Воткинский завод: История развития производства за 240 лет / сост. Ю. А. Чертков и др. — Ижевск, 1999. — С. 9.

15 Инженерно-технические работники завода покинули его в составе примерно ½ части, а ИТР судостроительного производства — в составе ¾.
16 Л. Д. Троцкий (Бронштейн) (в 1918 г. — руководитель военного ведомства красных) называл моряков красой и гордостью революции. А наших судостроителей и камских речников можно было бы назвать красой и гордостью белого движения.

Оставить комментарий

 

Частичное или полное копирование информации разрешено только с размещением активной ссылки на сайт udmkrai.unatlib.org.ru © 2011—2017 Все права защищены. НБ УР - Край удмуртский