Камская сюита
(«удмуртская» тема в творчестве Аркадия Рылова)

 

Русский художник, уроженец Вятки Аркадий Александрович Рылов (1870—1939) в своем творчестве неоднократно обращался к теме реки Камы.

Великая российская река берет свое начало у деревни Карпушата Кезского района Удмуртии. К слову сказать, и правый приток Камы — река Вятка, также «родом» из Удмуртии — ее исток находится близ поселка Перелом Ярского района.

В прошлом эти территории (и не только они, но и территория Кировской области и частично территории Татарстана и Марий Эл) входили в необозримые пространства Вятской губернии. Один из ее уголков — окрестности села Пьяный Бор (ныне Красный Бор в Агрызском районе Татарстана) — хорошо знал и запечатлел на своих живописных полотнах Аркадий Рылов. (Близ села находятся древнеудмуртские могильники, по которым названа пьяноборская археологическая культура.)

Сильные, выносливые крестьяне-удмурты, возвращающиеся с охоты и переплывающие Каму на лодке в штормовую погоду, — главные герои картины «Смельчаки» (1903; Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Художник вспоминал, что это полотно накануне Весенней выставки в Академии художеств, состоявшейся в 1904 году, видел горячо любимый молодыми художниками педагог, выдающийся русский живописец Архип Иванович Куинджи (1841—1910): «Новые летние впечатления с Камы и Вятки, уютная комната и талантливые друзья-соседи располагали к творчеству. <...> Перед выставкой по обыкновению пришел к нам Архип Иванович. Душа ушла в пятки, когда послышался его сильный звонок, показалась знакомая шуба и красивая голова с заиндевевшими усами и бородой. <...> “Лес-богатырь” не понравился ему по композиции. Другая картина — “Смельчаки” показалась слишком темной. Она изображала двух вотяков, переплывающих на челноке бурную Каму. Цвет воды — темно-коричневый, с желтой пеной. Товарищи называли эту воду кофейной гущей, но я такую хотел, такую воду наблюдал в природе»¹.

Искусствовед Алексей Александрович Федоров-Давыдов назвал эту работу Аркадия Рылова выдающимся произведением, которое носит «полупейзажный, полужанровый характер» и продолжает традиции, начатые в русской живописи В. И. Суриковым и продолженные А. П. Рябушкиным и С. В. Ивановым, — показывать «в современной народной жизни предания старины».

«В картине “Смельчаки”, — писал А. А. Федоров-Давыдов, — так же как в “Зеленом шуме”, дано верное изображение природы. <...> Коричневый цвет воды и коричнево-черная одежда людей в картине являются выразителями ее “настроения”, носителями ее суровой героики. Эта особая чувственная подчеркнутость и эмоциональная напряженность цвета находятся в соответствии с “музыкальностью” картины в целом. Она сказывается и в песенном строе “повествования”, и в ритме композиции. <...> Все это поэтизирует изображение, и простая сцена переправы через реку звучит как поэма, как патетическая былина. В самом деле, в этом полотне есть нечто историческое, несмотря на простые современные одежды охотников. Это историчность темы и характера воплощения цельных натур, живущих сегодня среди суровой природы так же, как жили их предки сотни лет назад»².

«Есть в “Смельчаках” и приглядка к работам современных финских художников, — продолжает А. А. Федоров-Давыдов. – Увлечение скандинавским и финским искусством было в это время очень значительно. Еще в конце восьмидесятых годов возникает интерес к Ибсену и другим скандинавским писателям» (с. 43).

На «финские» темы Аркадий Рылов написал несколько пейзажей, среди них: «Финляндские камни», «Финляндский лес» (1903; Русский музей), «Весна в Финляндии» (1905; Третьяковская галерея, Москва), «Сосны в Финляндии близ Хельсинки» (1906; Русский музей), «Река Вуокса. Финляндия» (1910; Русский музей).

«Я много писал Каму в разную погоду, а с парохода сделал набросок красками во время большого шторма», — вспоминал Аркадий Александрович. Известны многочисленные камские пейзажи художника 1911—1913 гг. с лодками, баржами, берегами, соснами, чайками, лебедями. Некоторые из них названы по точному месту создания: «Балки в селе Пьяный бор», «Село Пьяный Бор», «Пьяный Бор».

Самое знаменитое произведение А. А. Рылова — «В голубом просторе» (1918; Третьяковская галерея) было написано тоже по камским впечатлениям. Замысел картины родился в селе Пьяный Бор, где Аркадий Александрович с приятелем-художником Вячеславом Ивановичем Траубенбергом гостил у его сестры — учительницы Веры Ивановны. Во время купания в Каме оба художника с близкого расстояния наблюдали пару белоснежных лебедей, спустившихся на воду. Возвратившись в Вятку, Аркадий Александрович, зайдя к чучельнику, на свое счастье увидел «над головой чучело громадно летящего лебедя, точно нарочно для меня сделанное». Тема долго не отпускала. Были созданы две одноименные картины «Лебеди над Камой» (1912, частное собрание за границей; 1920, Музей-квартира И. И. Бродского, Санкт-Петербург).

 

 

«Картина “В голубом просторе” явилась классическим результатом многолетней практики писания картин “от себя”, — писал А. А. Федоров-Давыдов, — она была как бы апофеозом этого завещанного Рылову его учителем Куинджи метода и вполне его оправдывала. Это была пейзажная композиция, реальная и, вместе с тем, символическая. В ней нашла свое синтетическое завершение та романтическая тема “ветровых песен”, которая в столь различных вариациях и так долго развивалась в творчестве Рылова. Это был итог многих исканий, которому было суждено стать эпохальным произведением» (с. 74).

По страницам книги А. А. Федорова-Давыдова
«Аркадий Александрович Рылов» (М. : Сов. художник, 1959)

 

P. S. Автор выражает благодарность кандидату культурологии, историку и краеведу Игорю Ивановичу Кобзеву за дружескую помощь в подготовке материала.

_________________

¹ Рылов А. А. Воспоминания. Л., 1977. С. 129.
² Федоров-Давыдов А. А. Аркадий Александрович Рылов. М. : Сов. художник, 1959. С. 43. Далее страницы в тексте.

Оставить комментарий

 

Частичное или полное копирование информации разрешено только с размещением активной ссылки на сайт udmkrai.unatlib.org.ru © 2011—2017 Все права защищены. НБ УР - Край удмуртский