Уроженцы деревни Бани о своей малой родине

 

Лирический образ родной деревни, созданный ее преданным сыном — известным в Удмуртии русским поэтом Олегом Алексеевичем Поскрёбышевым (1930—2007), — это безоглядная любовь к отчему дому, возвышенная и вечная. Иначе и не может чувствовать читатель: со страниц поэтических сборников Олега Поскрёбышева деревня Бани встает как одна из деревень матушки России, единственная и неповторимая в судьбах ее жителей:

<...>
Вечны в лугах твоих травы,
Сладок березовый дым...
Выше нет чести и права
Сыном остаться твоим.

Родной деревне посвящен лирический цикл «Деревня Бани»¹, в который вошли шестнадцать стихотворений. Из субъективных ощущений поэтического вдохновения сложился коллективный портрет земляков разных поколений. В стихах: «Что наделала война...», «Рассказ захворавшей доярки», «Из протокола общего собрания», «Душа болит...», «Ростки зеленые», «Голоса: памяти погибших деревни Бани», «Пахарь в своем поле» — поэт внимателен к судьбам односельчан и требователен к насущным проблемам современной деревни (пьянство, низкая рождаемость).

В другом произведении — балладе «Плач о невернувшихся лошадях» — автор (внук ямщика!) с чуткостью и болью всматривается в далекие военные годы, когда сам был еще ребенком:

Снова я добром их помяну —
Тех лошадок, бывших в самой силе...
Как солдат, их взяли на войну,
Всей деревней скорбно проводили...²

В стихотворении «Легенда»³ разъясняется географическое название деревни Бани, стоявшей на многострадальном Сибирском тракте, по которому шли несчастные каторжане. Деревня была для них местом короткой «банной» передышки:

<...>
А путь змеится,
А пыль клубится —
Ой, многих гонит
В Сибирь царица.

Но ей хотелось
Прослыть гуманной,
И выход найден
В подачке банной.

Над быстрой речкой
В густом тумане
Однажды встали
Две черных бани.
<...>
А ранним утром —
Опять дорога
К Вилюйским,
К Нерчинским ли острогам.

И глохнет песня
В кандальном звоне:
Лишь кто-то плачет,
Лишь кто-то стонет…

Да остается
В веках названье:
Деревня Бани,
Деревня Бани!

Жительница деревни Нина Михайловна Невоструева (в девичестве Поскрёбышева), двоюродная сестра поэта, написала свою книгу — «О деревне Бани и ее старожилах» (Чайковский, 2008). В ней подробно описаны родословные коренных банинских династий — Кощеевых, Ворончихиных, Поскрёбышевых, Косаревых, Максимовых.

В деревенскую хронику включены подробности послевоенного крестьянского быта 1947—1950-х годов (главы «Голод», «Деревенские вечорки», «Наши луга и голова деревни Бани»). Дается нелицеприятная оценка очевидца тем событиям, которые не обошли и родную сторону (главы «Укрупнение колхозов (1950 г.)», «Годы “перестройки”, гласности и ельцинских реформ»): «Жизнь в деревне не улучшалась, Бани так и не встали с колен».

И в конце повествования — невеселая статистика по убывающей: «облик деревни в 1999 году: всего 34 дома...», «на начало 2001 года на Банях осталось 6 человек — уроженцев деревни».

Крестьянская жизнь выражена в текстах обоих авторов в очень искреннем монологе, как бы напоминая, что деревня — это основа государства.

Запечатленный коренными жителями художественный и «физиологический» образ деревни Бани Кезского района Удмуртской Республики, которой в 2011 году исполнилось 200 лет, по праву принадлежит истории России.


________________
¹ Поскребышев О. А. Порадевшая миру душа : поэмы, баллады, рассказы в стихах, циклы стихотворений. Ижевск : Удмуртия, 2004.
² Поскребышев О. А. Когда вникаешь в мир огромный : книга стихотворений и поэм. М. : Современник, 1983.
³ Поскребышев О. А. Круг жизни над полями : стихи 60—70-х годов. Ижевск : Удмуртия, 2000.

7 051 посетит.

1 комментарий

  • Редактор блога:

    Из письма автору статьи:

    «Здравствуйте! Нашла Вашу колонку на сайте Национальной библиотеки, с удовольствием читаю! Стихи Олега Поскребышева чем-то напомнили мне стихи одного из наших зеленодольских поэтов — Павла Петрова. Он тоже “певец родной деревни”. Пришлю Вам его стихи, если Вы не против!

    Лиля (Зеленодольск)»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *